Загадочный город Хива
В период своего расцвета Хорезм был крупнейшим центром международной торговли, ключевым пунктом на Великом шелковом пути.

Хива - один из и самых отдалённых уцелевших городов Великого шёлкового пути в Центральной Азии. В период своего расцвета Хорезм был крупнейшим центром международной торговли, ключевым пунктом на Великом шелковом пути. Сюда съезжались купцы из Поволжья, Индии, Ирана, отсюда шли торговые караваны на Ближний Восток, в Восточный Туркестан и Китай. Из Хивы вели пути в Монголию, а через половецкие степи - в Саксин, торговый город в устье Волги, и далее - в русские княжества и Европу. Археологи открывают все новые маршруты древних караванных путей и, в частности, из Хорезма к Мангышлаку и оттуда - морем в Нижнее Поволжье, что доказывает, что хорезмские купцы держали в своих руках значительную часть торговли государств Центральной Азии с Восточной Европой.

Великий шелковый путь - своеобразный феномен истории развития человечества, его стремления к единению и обмену культурными ценностями, завоевания жизненного пространства и рынков сбыта. Этот крупнейший в истории человечества трансконтинентальный торговый путь связывал Европу и Азию и простирался от античного Рима до древней столицы Японии Нары.

Важно отметить, что Шелковый путь никогда не был единой магистралью, а включал в себя различные маршруты, которые разветвлялись, подобно кроне могучего дерева. Так, одна из главных дорог, пересекающих Азию с востока на запад, начиналась в столице древнего Китая Чаньане и следовала до его северо-западных границ. Переправившись через Тянь- Шань, часть караванов шла через Ферганскую долину и Ташкентский оазис в Самарканд, Бухару, Хорезм, далее - к берегам Каспия, а часть - из Самарканда держала путь в Бактрию и Индию. Возникновению торговых связей во многом способствовала разработка в горах Центральной Азии месторождений полудрагоценных камней - лазурита, нефрита, сердолика, бирюзы.

Главным предметом торговли на караванных путях был шелк, ценимый во всем мире. Например, в период средневековья шелк был самой популярной расчетной единицей, вытесняя из обращения даже золото. Так, в Согдиане цена коня приравнивалась к стоимости десяти отрезов шелка. Шелком платили за выполненную работу, за содержание наемников, шелком можно было откупиться от наказания за преступление.

Впервые «шелковыми» эти караванные дороги назвал венецианский купец Марко Поло, первым из европейцев достигший пределов Китайской империи. А в научный оборот термин «Великий шелковый путь» в 1877 г. ввел немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде «Китай».
По Великому шелковому пути шли не только торговые караваны, по нему распространялись культурные достижения народов, духовные ценности, религиозные идеи. Наконец, по караванным дорогам на столетий шли ученые, исследователи, путешественники и даже воины.

Специальная долгосрочная программа, которая включает предложения о возрождении исторического наследия, была создана совместно с ЮНЕСКО. В 1994 г. была принята самаркандская декларация «О возрождении Великого шелкового пути».

В Хиве существовало традиционное разделение города на две обособленные одна от другой части: внутренний город - Ичан-Кала (шахристан) и внешний город - Дишан-Кала (рабад).

Загадочный город Хива сумел сохранить экзотический образ восточного города в древней части города - Ичан-Кала, где расположены многочисленные памятники архитектуры. Внутренний город занимает территорию около 30 га и имеет в плане прямоугольную форму. Хива находилась в границах крепости Ичан-Кала в XVI-XVII вв. и была окружена мощной глиняной стеной, высота которой достигала 8-10 м, толщина - 6-8 м, а длина - более 2200 м. Укреплённые стены Ичан-Калы с полукруглыми башнями по периметру обеспечивали надёжную защиту Хивы. В верхней части стены находилась стрельчатая галерея с бойницами и зубцами. По центру каждой из четырёх частей стен Ичан-Калы располагались дарваза (ворота). Западные - Ата- Дарваза расположены у Куня-Арка (ханская крепость), северные - Бахча- Дарваза выходят на дорогу к Ургенчу, восточные - Палван-Дарваза - направлены к Хазараспу и реке Амударье, южные - Таш-Дарваза - к пескам Каракумов. Ворота Ата-Дарваза были разрушены в 1020 г. и вновь отстроены в 70-е гг. XX в.

Исторический центр Хивы, в частности крепость Ичан-Кала, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь находится значительное количество архитектурных памятников: ханские дворцы, мечети, медресе, мавзолеи, минареты. Основная часть памятников Хивы была построена в XVIII—XIX вв. В это время в Хорезмском оазисе сложился своеобразный архитектурный стиль, для которого были характерны широкое применение майоликовой облицовки, резьба по дереву, мрамору и алебастровой штукатурке. Благодаря этому многие здания Хивы отличаются затейливым орнаментом, который покрывает их колонны, арки, стены, своды, двери. Своеобразной чертой многих сооружений является облицовка куполов на башнях голубыми изразцами, цвет которых растворяется в синеве неба.
Не менее важной достопримечательностью Ичан-Калы является собственно её планировка, сохранившая типичную для старых восточных городов сложную сеть небольших улочек и тупиков.

Что же касается внешнего города Дишан-Кала, то это пояс жилых кварталов, сложившихся вокруг Ичан-Калы, который ранее был также обнесен крепостной стеной.

Легенда об Ичан-Кале

Судя по археологическим данным, Хива существовала уже в V - VI вв. как остановка или караван-сарай при колодце Хейвак (Хива-Хейва-Хейвак) на древнем пути из Мерва в Гургандж. Исходя из этого, археологи полагают, что основанием стен Ичан-Калы частично служат остатки древнего фортификационного сооружения вокруг караван-сарая, датируемые V в. Легенда повествует, что колодец Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, был выкопан Симом, сыном библейского Ноя.

Колодец Хейвак и сегодня находится у северо-западной стены Ичан-Калы. При ремонте колодца были обнаружены следы древней каменной кладки и остатки купольного сооружения, прикрытого ныне землей. Глину для строительства стен брали в двух километрах от города, в местности Говук-куль; сейчас там есть большое озеро. И сегодня, как и прежде, местная глина отличного качества используется современными гончарами. Легенда гласит, что, когда пророк Мухаммад строил Медину, использовалась глина из этих мест, а озеро, появившееся позже, принято считать святым.


Достопримечательности:

Ак-Мечеть (Ак-Масжид)
Дворец Таш-Ховли
Ичан-Кала
Крепость Куня-Арк
Мавзолей Саид-Аллауддина
Медресе Араб Мухаммад-хана

KO`P O`QILGANLAR