Полезно знать. Коротко о Хорезме.
Большое распространение в Хорезме получил дервишский орден Кубравиё, основанный в XII веке Наджмиддином Кубро. Шейх Наджмиддин Кубро пользовался большим авторитетом среди населения и погиб вместе с защитниками города Гурганджа, при его осаде войсками Чингиз-хана. Он отказался от милости Чингиз-хана, обещавшего сохранить ему жизнь, если тот согласится содействовать монголам.

Древнеримский историк Помпей Трог, живший в начале нашей эры, отмечает: «бактрийцы, согдийцы и хорезмийцы – суть скифы, а скифы по древности происхождения спорят с египтянами».

* * *

Название реки Амударьи происходит от иранского слова «дарья», что означает – река, и слова «Аму» – название города Амуль, Амуе, Амуй или Аму. Который находился в среднем течении реки, около нынешнего города Чарджоу.

* * *

У самых истоков Амударья называется Вахджир, затем Вахан-дарья, после слияния рек Вахш и Пяндж она называется Амударья. В среднем течении в Амударью впадают такие крупные притоки, как: Кафирниган, Сурхандарья, Шерабад и Кундуз. Дальше до Аральского моря притоков нет.

* * *

Амударья является исключительно своенравной и капризной рекой, часто меняющей своё русло.

* * *

Хазарасп – один из древнейших городов, не только Хорезма, но и всего Узбекистана. Согласно древним авторам и артефактам, найденным при раскопках, он возник ещё до прихода в Азию войск Александра Македонского, то есть почти 2500 лет назад.

* * *

До монгольского завоевания Хорезм обладал одной из самых совершенных для своего времени ирригационных систем. Плотина, построенная у самого Гурганджа (Ургенч) сдерживала Амударью и обеспечивала стабильное водоснабжение по всей оросительной системе.

* * *

Интересно, что и в древнеиндийском санскрите и в разговорном узбекском языке слово рис обозначается одним и тем же словом – шала (шалы).

* * *

Большое распространение в Хорезме получил дервишский орден Кубравиё, основанный в XII веке Наджмиддином Кубро. Шейх Наджмиддин Кубро пользовался большим авторитетом среди населения и погиб вместе с защитниками города Гурганджа, при его осаде войсками Чингиз-хана. Он отказался от милости Чингиз-хана, обещавшего сохранить ему жизнь, если тот согласится содействовать монголам.

* * *

Как образец мужества вошла в историю семимесячная оборона Ургенча, от полчищ Чингиз-хана. Лишь ценой прорыва плотины монголам удалось захватить город. Расправа завоевателей была исключительно жестокой. Были истреблены свыше миллиона мирных жителей, а десятки тысяч угнаны в рабство.

* * *

Империя Хорезмшахов пала под натиском монгольского нашествия, власть которых продолжалась почти 300 лет. Лишь в 1512 году возникло Хивинское ханство, просуществовавшее свыше 400 лет, до 1920 года.

* * *

Согласно некоторым данным, в конце X века Хорезмшах, через булгар делал попытки для внедрения ислама на Руси. Рассказы о райских гуриях восхитили Киевского князя Владимира, но запрет на алкоголь ему не понравился и он отказался от принятия ислама.

* * *

Имя великого математика Мухаммеда ибн Мусы Аль-Хорезми увековечено в понятии «алгоритм».

* * *

Слово «алгебра» одинаково звучит почти на всех языках мира. Его ввел в обиход великий учёный из Хорезма Мухаммед ибн Муса Аль-Хорезми (конец VIII – начало IX века). Его математический трактат называется «Аль джебр валь мукабала», от первого слова которого и произошло международное название науки – алгебра.

* * *

Первую в мире модель земного шара (глобус) – создал Аль-Беруний (973-1048гг), она получила название – ,,Суратил арз”.

* * *

Несмотря на дружбу Аль-Беруни и Ибн Сина, между ними часто возникали споры и одним из предметов этих споров была астрономия. Ибн Сина придерживался Птолемеевской геоцентрийской модели мироздания, согласно которой все небесные объекты вращаются вокруг земли, а Беруни считал, что земля и другие планеты вращаются вокруг солнца. Время показало правоту Аль-Беруни и правильность гелиоцентрийской модели мира.

* * *

По мнению некоторых ученых фундаментальный труд по медицине Абу Али Ибн Сино (Авиценны) был, в основном, написан в Хорезме.

* * *

За 450 лет до открытия Американского континента испанским мореплавателем Христофором Колумбом, о его существовании было предсказано великим хорезмийцем Абу Райханом Беруни. Предположение о существовании некоего континента на другой стороне земного шара, в противовес Евразии и Африке он высказывает в своих трудах «Индия», «Канон Масуда» и «Ат-тадхид».

* * *

Хива официально стала столицей одноимённого ханства в 1556 году при Ованиш-хане.

* * *

Название «Хива» впервые встречается у арабских географов. По словам Якута, в XIII веке город назывался «Хивак», что в народном произношение преобразовалось в «Хива».

* * *

Самым древним из сохранившихся памятников в Хиве, является надгробие Саида Аллауддина.

* * *

Центр современного Хорезма, город Ургенч был основан в XVI веке Абулгази Баходирханом, правившим в те времена Хивинским ханством.

* * *

Интересна судьба всемирно известного исторического труда Абулгази Баходирхана «Родословное древо тюрок». Долгое время этот фундаментальный труд оставался неизвестным. Неожиданно, рукопись книги была обнаружена в XVIII веке в России, в городе Тобольске. Ученые считают, что её туда доставили купцы, спасая рукопись от уничтожения. Книга попалась в руки выдающегося русского учёного энциклопедиста Василия Татищева. По его распоряжению она была переведена на русский, немецкий и ряд других европейских языков.

* * *

Хива – один из древнейших городов Центральной Азии. В 1997 году широко праздновалось 2500-летие со дня основания города.

* * *

В XVIII веке на престоле Хивинского ханства поочередно побывало 9 казахских ханов. Никакой роли в управлении государством они не играли, служа лишь номинальными правителями. По традиции занимать ханский престол могли лишь чингизиды, то есть потомки Чингиз-хана.

* * *

Среди участников похода на Хиву, возглавляемого Бековичем-Черкасским, были шведы и немцы. Позже, сведениями, записанными ими, воспользовался шведский офицер Страленберг, издавший книгу «Описание северной и восточной частей Европы и Азии», в которой немало страниц посвященных Хорезму.

* * *

Важнейшее место в сведениях о Хивинском ханстве начала XIX века принадлежит работе «Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819-1820 годах». Её автор Н.И.Муравьев, тогда капитан, а впоследствии генерал. Несколько его братьев были декабристами. Сам он, позже стал кавказским генерал-губернатором, в крымскую войну прославился взятием крепости Карс.

* * *

Одним из символов Хивы и Хорезма является минарет Ислам Ходжы. Этот памятник архитектуры построен сравнительно недавно, всего 100 лет назад, и назван в честь того, кто заказал его строительство – главного визиря (премьер-министра) Хивинского ханства Ислам Ходжы.

Это был один из замечательных людей своего времени. Он был хорошо образован, знал несколько языков. На своём высоком посту он сделал много доброго и полезного для жителей Хорезма. Широко было развернуто строительство, открыты школы, начал действовать телеграф.

Все это и растущая популярность Ислам Ходжы вызвало недовольство хивинского хана Исфандиёра. Через третьих лиц он направил в Петербург жалобу на визиря. Но в Петербурге знали и ценили Ислам Ходжу и жалобу оставили без ответа. Тогда, по приказу хана его предательски убили.

* * *

Большой популярностью среди нумизматов и бонистов пользуются шелковые деньги Хорезмской республики (1920-1924 гг.). Они давно стали раритетами. Интересно, что первые шёлковые деньги появились во Франции, во время французской революции в конце XVIII веке.

* * *

Пионером кинематографии в Узбекистане был хорезмиец Худайберган Деванов. В начале XX века он побывал в России, и кинематограф настолько поразил его, что за большие деньги он приобрел киноаппарат и в 1909 году снял первый в истории узбекский фильм. Судьба первопроходца была трагична. В 1938 году он пал жертвой сталинских репрессий.

* * *

Огромную роль в изучении истории Хорезма сыграл великий русский учёный Сергей Павлович Толстов (1907-1976 гг.). Он был организатором экспедиций, которые открыли миру множество памятников Древнего Хорезма. Он написал десятки книг и статей, посвященных истории Древнего Хорезма.

* * *

Хива- центр коврового производства в Узбекистане. На долю местного коврового комбината приходится до 75% производства ковров.

* * *

В самой глубокой античности хорезмийцы разработали свою письменность на основе арамейской. Её образцы обнаружены при раскопках, проведенных в Хорезме.

* * *

В средние века в Хорезме существовал свой способ коронации монарха на трон. Будущего хана Хивы поднимали на белую кошму (войлок). Подобный способ возведения хана на престол существовал и в Бухаре.

* * *

Больших успехов достигли хорезмские мастера гончарного дела. Один из русских путешественников писал: «В Хиве делают посуду большой величины и очень хорошего качества, прочнее нашей. И умеют наводить на неё поливу, разных цветов».

* * *

Уникальной является мечеть Джума (пятничная). Она единственная в своем роде. Подобных мечетей в Средне Азии попросту нет. Ученые считают, что наличие 212 колонн говорит о некой более ранней традиции хорезмской архитектуры.

* * *

Хорезм, по мнению ряда ученых, является родиной зороастризма. В 2002 году в Ургенче отмечалось 2700-летие возникновения этого религиозного учения и появления на свет священной книги зороастризма – «Авесты». В центре города был торжественно открыт монументальный комплекс, посвященный этому событию.

* * *

В Хиве в XIX-XX веках существовало около 60 ремесел. Высокого уровня достигли кузнецы, ювелиры, медники, кожевенники и гончары.

* * *

В начале XI века, при дворе правителя Хорезма Мамуна II существовал «Мажлиси уламо» («Дом мудрецов»). Позже, это сообщество ученых и писателей получило название Академии Мамуна. В числе ученых Академии Мамуна были такие светила мировой науки как Аму Рейхан Аль-Беруни и Абу Али Ибн Сина (Авиценна).

Академия просуществовала не долго – с 1009 по 1017 годы. Но её вклад в мировую науку поистине огромен.

KO`P O`QILGANLAR