Древняя песнь хорезмской керамики
Самая древняя из среднеазиатских керамических школ – Хорезмская. В силу особой территориальной изолированности Хорезма, местный керамический стиль практически не претерпел изменений и чуждых влияний. Дошел до нас через тысячелетия в первозданном виде. Синий, голубой, белый – простота и чистота. Не задумывались почему «птица счастья – ультрамарин»? Потому что на Востоке ультрамарин или бирюзовый цвет – это цвет счастья. Цвет воды и неба. Цвет жизни и мечты. Цвет счастья. Хорезмская керамика изначально символична и несет в себе достоинство талисмана.

Узоры на хорезмской посуде сдержанны, строги и благородны. Они выводится тонкими контурами марганца, фон заливается темно синим кобальтом или сине-зеленой бирюзой. Белая краска кладется густым толстым слоем и образует выпуклый рельеф. Кобальт при обжиге дает мелкие затеки на белый, придавая всей композиции голубоватый цвет. Особая густая глазурь наносится очень толстым слоем, еще более усиливая эффект рельефности и мерцания рисунка. Формулы красок и глазури передаются мастерами из поколения в поколения. Вся посуда, которую вы видите на фотографиях, выполнена и окрашена строго по классической старинной технологии, без использования современных красителей и лаков.

Самые известные керамические центры начала 20 века: Хива, Ургенч, Ханки, Каттабаг, Кошкупыр, Чимбай, Бируни, Турткуль, Ходжейли. Приграничные Куня-Ургенч и Ташауз. В некоторых из них, с уходом старых мастеров, и с ухудшением качества жизни, промысел «замер». Но с каждым годом на выставках все чаще радует молодежь, работающая в этой технике. До тех пор, пока Хива остается всемирным туристическим центром, есть надежда, что древние тайны изготовления благородной хорезмской керамики не будут утеряны.

Для хорезмской школы характерны несколько вариантов центрально симметричной композиции. Стоит отметить, что это одна из консервативных и архаичных школ. Мастера хорезмской школы редко позволяют себе вольности в сюжете, орнаменте, символах и формах. И это прекрасно, потому что посуда, неизменно несущая на себе древние символы через тысячелетия вызывает благоговение.

Настенные чаши бадия и машади (ним-) бадия. У каждой характерный бордюр, символизирующий крыло птицы. Встречаются иногда и узоры, обозначающие: след змеи, колос, рожки барана(кучкара).

В центре обычно 3, 6, 4, 8 – лепестковая розетка. Самый древний, дошедший до нас орнамент центра блюда – четырехугольник, образованный дужками-арочками.

Особый интерес представляет центральное блюдо в композиции. Оно несет себе несколько характерных для Хорезма древнейших символов. Крестообразный четырехлистник с вытянутыми лепестками и заштрихованные подобия овала – мотивы, изображавшиеся на хорезмской посуде еще до н.э. (по результатам археологических исследований).

В росписи этой чаши скрыт еще один символ - оберег, опознать который можно только, если знаешь, где его искать. В центр каждого из четырех лепестков вписан кинжал, защищающий хозяина от злых сил со всех сторон света.

Многие виды керамической посуды характерны для каждой узбекской керамической школы. Но есть в Хорезме уникальное блюдо. Это Бадия (бодия). Именно в таком подают хорезмский плов. В отличие от лягана для плова, бадия значительно глубже и имеет высокий прямой бортик, поднимающийся надо дном под углом градусов 85. Иногда соединение бывает сглаженным.

В основании блюда – достаточно высокая ножка. Таки блюдом удобно плов в казане закрывать.

Бадии бывают большие, средние и маленькие. Ниже на фотографии Машади бадия (средняя) накрытая большой касой (Шокоса)

Хорезмская каса, как впрочем и пиала, в отличие от других узбекских, имеет более открытую форму чаши. Шокоса (шахская коса) - это большая каса, имеющая объем в полтора-два раза больше, чем стандартная 300-400 миллилитровая.

Косача (нимкаса, чанак) – маленькая каса:

В такой удобно подавать к столу катык или сузьму.

Сосуды для кислого молока Загулдон или Кошкулок. Рядом косача – маленькая каса для подачи. Крышка одного из горшочков сама является чашкой, её ножка - держателем.

Хурма. Сосуд для воды или молока:

Хорезмские кувшины для хранения воды или молока имеют особенность. Внутри толстая глазурь покрывает их полностью. А снаружи заливка частична. Это гениальный термос. Если намочить неглазурованную часть кувшина, она пропитает пористую обожженную глину, и постепенно испаряясь, будет долго охлаждать содержимое кувшина.

Хурма без ручек– полностью глазурованный сосуд:

Афтоба. Сосуд для воды. Внешним видом афтоба всегда напоминает чайник без крышки. Пузат и имеет носик и ручку.

Хумча. Сосуд для воды. Такой большой сосуд высотой около метра называют Хум.

Если у сосуда есть ручка и выемка-носик, то это уже кувшин Кузача. Большой кувшин именуют Куза.

Очень удобная посуда для заквашивания:

Сосуд для кислого молока Загулдон или Кошкулок. Обычно невысок, имеет вытянутую форму со скругленной выпуклостью в центре или ближе к горлышку, и пару ручек.

Как часто, глядя на хорезмскую керамику, я думала о том, что никогда бы не стала подавать на этих благородных величественных узорах ни плов, ни янтарную шурпу. Не должна посуда красотой своей соперничать с красотою блюда. Однако желание просто владеть этим мерцающим синевой чудом, любоваться и просто держать в руках непреодолимо.

© www.azu.uz

KO`P O`QILGANLAR