Между Бактрией и Маргианой – первоначальная территория расселения хорасмиев
Конкретные данные о территории первоначального расселения хорасмиев содержатся только у двух древнегреческих историков: Гекатея Милетского (конец VI в. до н.э.) и Геродота (V в. до н.э.).

Обратимся вначале к данным Геродота о реке Акес (Ак), так как они являются ключевыми в данном вопросе. При локализации этой реки все исследователи исходили из положения, что Акес (Ак) - одна река с пятью рукавами, вытекавшими из нее. Они полагали следующее:

I. Река Ак (Акес) - это Теджен - Герирул, причем В.М. Массон сопоставлял место разделения ее с Серахским оазисом на юге Туркменистана.

2. Ак (Акес) - это Амударья «равнины (долины) хорасмиев» Геродота, находилась в собственно Хорезме (С.II. Толстов).

3. Ак (Акес) - это река Теджен или Мургаб (В.Б. Хеннинг).

4. Ак (Акес) - это река Атрек, протекавшая, в отличие от всех других названных рек, не с юга на север, а с востока на запад и впадающая в Каспийское море (И.Н. Хлопин).

В своей локализации река Ак (Акес) мы исходили из того, что в данном сообщении Геродота речь идет о пяти самостоятельных реках, истоки которых находились рядом друг с другом.

Все исследователи, подчеркивая легендарный характер сведений Геродота (легенда о реке Ак (Акес)), тем не менее дословно следуют тексту этого источника не только до точной локализации данной реки с одной из рек юго-запада Средней Азии, но и долины (равнины), принадлежавшей хорасмиям. Однако в предполагаемом регионе (юг Туркменистана, северо-запад Афганистана, северо-восток Ирана) отсутствует река, соответствующая всем признакам, которые приведены Геродотом.

Можно полагать, что эти сведения Геродота не следует понимать буквально и нужно отказаться от попыток точной локализации реки Акес (Ак). Учитывая далеко не точный характер знаний эллинов о гидрографии этой части Средней Азии, можно предположить, что Геродот в дошедших до нас сведениях дает нечеткую картину о нескольких объединенных в одну реку с пятью рукавами реках.

Действительно, в этой части Средней Азии, недалеко друг от друга протекают несколько рек - Атрек, Теджен, Мургаб, Сефидруд, Ширин-Тагао и Балхаб. Три последних реки в период увлажнения климата впадали в Келифский Узбой, который в древности представлял собой полноводную реку, огибающую с востока Маргианский оазис и впадающую вблизи крепости Игдыкала в Узбой. в свою очередь впадающий в Красноводский залив Каспийского моря. Истоки четырех из них - Балхаба, Ширин-Тагао, Сефидруда и Мургаба находятся в горных хребтах, расположенных на северо-западе Афганистана, объединенных общим названием «Парапамисад». Истоки реки Теджен расположены южнее, но эта река протекает параллельно реке Мургаб, всего лишь в 100-120 км южнее. Истоки Аз река находятся в Восточном Копет-Даге, недалеко от вышеназванных рек. На территории по нижнему течению Атрека находилась Гиркания.

Таким образом, все области расселения народов, перечисленных Геродотом, — хорасмиев, парфян, гирканцев, сарангов (дрангиан), фаманеев орошались водами этих рек, которые в его сообщении превратились в общую реку с выходящими из нее рукавами.

Обратимся к сведениям Гекатея Милетского (конец VI в. до н.э.) о территории, занятой хорасмиями, подробно проанализированным И.В. Пьянковым. Им же дан и перевод сведений, сохранившихся у Афинея (II-III вв. н.э.) и Стефана Византийского.

У Афинея сказано: «Гекатей же Милетский в описании Азии... говорит так... «...по направлению к восходу солнца от парфов живут хорасмии, занимающие и равнины (также поля, нивы), и горы. На тех горах растут дикие деревья, колючая кинара, ива, тамариск». Стефан Византийский пишет: «Хорасмия, город к востоку от парфов». Гекатей в описании отмечает: «У них город Хорасмия». О самих хорасмиях Гекатей говорит: «По направлению к восходу солнца живут хорасмии» (перевод И.В. Пьянкова).

Итак, ключевыми ориентирами для определения местообитания хорасмиев являются:

1. Территория расселении парфов (парфян), причем не вся территория, а крайний восточный предел их расселения, от которого «по направлению к восходу солнца» обитали хорасмии.

2. Территория обитания хорасмиев должна сочетать равнины (нивы, поля) и горы.

3. В горах, где проживали хорасмии, должны произрастать колючий кинар, т.е., по мнению большинства исследователей, шиповник или терн, а также ива и тамариск.

Коренная область парфян - Парфия - Парфиена занимала северную предгорную равнину, примыкающую к Копет-Дагу и верховьям долины реки Атрек, протекающей с южной стороны этого горного хребта.

М.Е. Массон, посвятивший исследованию Парфии много лет, писал: «Парфяне... обитали в трех областях - Парфиене, Апаварктикене и Астауэне». Часть этих областей находилась, по его мнению, на территории Ирана. Область Астауэна располагалась к югу от Нисы и горного хребта Копет-Даг, из Астауэна по горному ущелью шла дорога в Нису или Парфавнису. К востоку от Парфиены располагалась область Апаварктикена, включающая в себя весь оазис Этека и гор, а ее столица - Апаварактика находилась в 3 км к северо-востоку от железнодорожной станции Кахка. Несколько к северо-востоку от Апаварктики располагалась область Маргианы.

Г.А. Кошелснко, также многие годы исследовавший Парфиену, границы коренных земель парфян определяет следующим образом: «Эта Парфия представляла собой узкую полосу оазисов ограниченных на севере безбрежными песками Каракумов, а на юге — пустыней Дашти-Кевир. В середине ее рассекают горы Копег-Дага. С юго-запада она граничит с богатой Гирканией. ...на западе ее соседом была Мидия, на северо-востоке за песками Каракумов... располагалась Маргиана, область в низовьях Мургаба, а на юго-востоке Арея (Гератский оазис)».

Если все эти границы перенести на современную карту, то Парфия охватывала южную часть Туркмении и северо-восточную часть Ирана. Итак, согласно мнению двух виднейших исследователей Парфии, восточные границы коренных областей парфов (парфян) приходились на долину реки Теджен, до которой доходила и частично захватывала ее область Апаварктикена, за песками Каракумов находилась область Маргиана, а на юго-востоке от нее располагалась Арея (Гератский оазис).

В таком случае, следуя указанию Гекатея Милетского о том, что «по направлению к восходу солнца» от парфян находилась территория, занятая хорасмиями, и если перенести эти данные на современную карту, то получается, что хорасмии во времена этого автора (конец VI в. до н.э.) и, вероятно, ранее заселяли территорию к востоку от реки Теджен. Эта территория приходится на юго-восток Туркменистана и северо-западную часть Афганистана, возможно, до Амударьи.

В географическом отношении она отвечает и второму ориентиру Гекатея Милетского и сведениям Геродота о реке Ак (Акес), так как эта территория характеризуется сочетанием равнин, долин, рек и среднегорий. Для области проживания хорасмиев характерны также сравнительно невысокие горы, что подтверждает состав деревьев и кустарников, произрастающих на них (третий ориентир), - шиповник или терн, ива, тамариск.

Ныне здесь протекает только река Мургаб (река Март), но в более раннее время возвышенную равнину между Мургабом и Амударьей пересекало русло ныне сухого Келифского Узбоя, шириной до 1,5 км, которое еще в 1907 г., по данным В.Н. Масальского, за счет притока в него трех рек - Сефидруда, Ширин-Тагао и Бал хаба было весьма полноводным. Всего лишь в 50-60 км к западу от Сефидруда находится верховье реки Мургаб, а истоки вышеуказанных рек расположены недалеко друг от друга на горном хребте Банд-и Туркестан. Предгорная равнина, расположенная перед этим хребтом, орошалась данными реками, и, судя по археологическим исследованиям, интенсивно обживалась в эпоху бронзы и раннего железа, т.е. в предахеменидское время. Здесь, в долинах реки ныне сухих протоков располагались десятки поселений эпохи бронзы, объединённых В.И. Сарианиди в ряд оазисов, наиболее крупным из которых был Даслынский, базировавшийся на протоках реки Балхаба, впадавшей некогда в Келифский Узбой. в 30 км к северу от г. Акча и на таком же расстоянии от Амударьи.

В этом же районе, в 3 км к северу от г. Шибергана, на одном из протоков реки Ширин-Тагао, также во время полноводья впадавшей в Келифский Узбой, находились крупнейшие поселения периода Яз 1 (X—середина VII в. до н.э. по периодизации В.М. Массона) в Северном Афганистане — Гилягепа и другие более мелкие поселения этого времени.

Здесь имеются и памятники предахеменидского и раннеахеменидского времени, в частности, Кутлугтепа и Алтын-10 с монументальной архитектурой. Большое городище Емшитепа, расположенное рядом с г. Шиберганом в низовьях той же реки Ширин-Тагао, интенсивно обживалось в кушанское время, но нижние слои его восходят к ахеменидскому времени.

Возможное подтверждение локализации данной территории расселения хорасмиев в этой области содержится у арабского географа X в. Маклисп (Мукаддаси). Описывая путь из Бухары на юг в Келиф, он приводит список промежуточных станций между ними, начиная от Бухары - Джигли, древний рабат, колодец Саади, Безда, рабат Харран, селение бухарцев, селение хорезмийцев, Балхан, после чего следует Келиф. Селение хорезмийцев находилось, судя по этому списку, недалеко от Келифа, от которого его отделяла одна промежуточная станция - Балхан, т.е. два дневных перехода: от селения хорезмийцев до станции Балхан и от этой станции до Келифа.

В.В. Бартольд считал, что селение хорезмийцев, вероятно, тождественно упомянутой тем же Маклисп переправе хорезмийцев на Амударье. Согласно М.Е. Массону, в пустынных условиях Туркменистана один дневной переход - мархаля был равен примерно 6-6,5 фарсахов при установленном им размере фарсаха в 6,25 км2. Исходя из этих данных, можно полагать, что селения хорезмийцев, как и одноименная переправа, находились в 74-80 км от Келифа ниже по течению Амударьи вблизи города Керки, где находилась и до сих пор функционирует одна из главных переправ в этом районе Амударьи. Отсюда дорога через переправу вела в Нахшаб - Несеф (соврем. - Карши), в 30 км к юго-западу от которого находилось городище Бездава - средневековая станция Безда, которую отделяли от селения хорезмийцев две станции - рабат Харран и селение бухарцев.

Определенным подтверждением первоначальной территории расселения хорасмиев (хорезмийцев) - равнины и среднегорье между реки Мургаб и Амударьей с охватом горных хребтов Парапамисад и Банд-и Туркестан является также состав растительности и ландшафт, описанный Гекатеем Милетским. Здесь, в речных долинах и временных протоках в большом количестве произрастает тамариск, высота которого порой достигает более 3 м, образуя целые рощи. Заросли тамариска покрывают речные долины и среднегорья, но не выше. Не случайно ряд рек в предгорье Южного Узбекистана и Северного Афганистана носят название Гоз, восходящее к иранскому слову газ, т.е. тамариск.

В культовых обрядах населения этой области тамариск играл заметную роль. И.М. Стеблин-Каменский полагает, что из прутьев тамариска изготавливали священных барсов (связка прутьев) зороасгрийцев.

Ивы и терн также произрастали здесь в речных долинах и на склонах гор. Состав растительности у Гекатея Милетского, как показал Кислинг еще в начале XX в., указывает на Паропамисады, но никак не на лишенные растительности Туркмено-Хорасанские горы, как считал значительно позднее И.В. Пьянков.

Таким образом, приведенные данные древнегреческих историков Геродота и Гекатея Милетского дают основание утверждать, что первоначальной территорией расселения хорасмиев является местообитание между Бактрией и Маргианой.

Хорезм в истории государственности Узбекистана
"Ўзбекистон файласуфлари миллий жамияти"

KO`P O`QILGANLAR