Формирование в Хорезме движения джадидов и его характерные особенности (часть II)
На взгляды Асфандиярхана повлияли его обучение в русско-туземной школе, а также путешествия от имени отца в Петербург и Москву. Поэтому, в сравнении с другими ханскими сыновьями – своими братьями, он был склонен к различным новшествам.

Это сыграло большую роль в признании его наследником престола. В качестве сторонника новшеств и реформ, он получил поддержку везиря Исламходжи, при возведении на престол. Под влиянием этого, в первые годы своего правления Асфандиярхан открыл широкие возможности, дорогу для проведения реформ. В «Очерках истории Хивинского ханства» Х.Мадаминов пишет, что Асфандиярхан стремился быть в курсе мировой политики, поэтому он с помощью переводчиков читал газеты и журналы[1]. Такой подход дал возможность провести реформы в государственном управлении и расширить деятельность джадидов.

Покровительство Мухаммада Рахимхана (Феруза), практическая деятельность Камиля Хорезми, в качестве первого сановника, занимавшего в конце ХIX в. должность начальника канцелярии, благосклонность Салимахуна (Бабаахуна Салимова), занимавшего высшую духовную должность казикалана – главного судьи в ханстве, а также склонность наследника престола Асфандиярхана были субъективным фактором для претворения в Хивинском ханстве новшеств и изменений. Объективной основой этого процесса являлись распространение на территории ханства капиталистических форм производства, постоянное расширение политических, экономических и культурных связей с Россией, а также понимание, того что феодальные отношения служат барьером на пути дальнейшего развития общества.

Ссылка в Хивинское ханства из Петербурга в 1898 г. за революционную деятельность студентов Кислякова, Андреева и Сафонова, стали причиной распространения на этой территорий взглядов различных политических течений. В последствии, близкое знакомство с Сафоновым значительно повлияло на формирование идей и взглядов Палваннияза Юсупова – основателя партии младохивинцев[2].

В распространении в Хивинском ханстве идей джадидов и открытии новометодных школ, как и в других областях Туркестана, большую роль сыграли татарские интеллигенты. После завершение съезда мусульман, проводившегося в 1905 г. в Нижнем Новгороде, под руководством Халисджана Боруди[3] они установили связи с Туркестаном, Бухарой, Хорезмом и направили сюда своих педагогов. Первоначально, для обучения детей хивинского хана и чиновников, Боруди отправил в Хорезм Тавфика Биккулина и Юсупа Ахмедова[4]. В это время в Хивинском ханстве было восемь джадидских школ[5].

Первая новометодная школа в Ургенче была открыта по распоряжению Мухаммада Рахимхана Феруза 10 ноября 1904 года. В ней преподавал Хусейн Кушаев, прибывший из Турции. В короткий срок число обучающихся в школе достигло 55 учеников.

По инициативе Х.Кушаева, с помощью передовых просветителей, желанию аксакалов, в 1906-1907 учебном году в Ургенче была открыта школа для обучения девочек. Побывавший в Ургенче Феруз, ознакомился с работой школы. Он подарил Х.Кушаеву одежду и оказал материальную помощь из средств казны[6].

Прибывшие для преподавания в новометодных школах, интеллигенты-джадиды, распространяли в среде народа идеи основателя движения джадидов Исмаилбека Гаспиринского. Они зажгли очаги просветительства в домах людей, переживавших духовный кризис в результате междоусобных войн и колониальной политики. Заслуга этих интеллигентов, пропагандировавших идею мирного пути изменения общества посредством просветительства и культуры, заключается и в том, что они распространяли среди местного населения социально-политическую литературу, газеты и журналы печатавшиеся в России, Иране, Афганистане, Индии, Турции и в арабских странах[7]. Это способствовало пробуждению сознания местной интеллигенции, которая получала все больше информации о событиях в мире.

На формирование движения джадидов в Хиве, в определенной степени оказало влияние связи местного населения с демократически настроенными людьми, прибывавших из России для службы в армии, работы на заводах и фабриках, в банках и компаниях, а также для отбывания срока ссылки.

Указанные выше факторы послужили основой формирования и распространения идей джадидов в начале ХХ в. среди передовых представителей местной буржуазии и ремесленников.

В историографии 60-80 гг. прошлого века предпринимались попытки оценки деятельности джадидов с точки зрения разделения их на правых и левых. И как справедливо подчеркивалось в публикациях, такой подход был вызван необходимостью «обелить» джадидов, избравших путь защиты и укрепления советского строя[8].

Особенно, нельзя подразделять на правое и левое течение джадидов Хивы. В ряде публикаций и исследований[9] к правому течению хивинских джадидов относят владельцев торгово-промышленных предприятий и зажиточных людей, под руководством Исламходжи, а к представителям левого течения – Бабаахуна Салимова, Хусаинбека Матмурадова, Палваннияза Юсупова. Однако, последние также были крупными землевладельцами, торговцами и владельцами заводов. Наряду с этим, Дж.Ташкулов подразделяет хивинских джадидов на разные течения в зависимости от их целей и методов борьбы. Он считает, что представители левого крыла не ограничивались политико-правовой пропагандой, они стремились использовать даже методы заговора, что послужило поводом для разгона Маджлиса, созванного в апреле 1917 г. и ареста ряда младохивинцев[10]. В качестве основных виновников в тюрьму были заключены Хусаинбек Матмурадов и еще ряд младохивинцев. «Под руководством Хусаинбека арестован ряд наших братьев», – писал П.Юсупов[11]. Из этого следует, что едва ли целесообразно подразделять хивинских джадидов на правых и левых. Все они были сторонниками реформ, обновления и прогресса.

Движение джадидов в Хивинском ханстве в начале ХХ века было движением просветителей, борцов за демократию и справедливость, независимость и прогресс. Сторонниками обновления являлись чиновники, местные баи, торговцы, мусульманское духовенство, прогрессисты преподаватели медресе и студенты, просветители – поэты, призывавшие к реформированию образования в школах и медресе и даже к изменению отдельных обычаев, вошедших в ислам несколько позднее, а также к внедрению светских наук и упрощению методов освоения грамоты. Они предлагали обучать учеников на родном языке и изучать «неведомые» языки. В состав джадидов входили главный везирь Исламходжа, главный судья Бабаахун Салимов, поэт Аваз Утар, начальник канцелярии Хусейн Матмурадов, торговец Палваннияз Юсупов, богатый промышленник Назар Шаликаров, печатник, ремесленник Атаджан Абдалов, первый узбекский кино-фотомастер Худайберген Диванов, начальник канцелярии Мухаммад Расул Мирза, певец-музыковед Матякуб Пазачи, Атаджан Сафаев, Бабаджан Якубов, Хакимбай Джанмухаммедов, Мухаммадяр Абдуллаев, Атаджан Хаджиниязов, Рахманберган Якубов, Мухиддин Умаров, Мулла Джуманияз Султанмурадов, Джуманияз Бабаниязов, Курбанбай Джалаир, Худайберган Матниязов, Давлатназар Кайрак, Мурад Элтазаров, Мулла Матмурад, Мулла Абдулла Бердимурадов, Авазходжа, Исамиддин ишан, Низамахун, Сабир Якубов, Мулла Бекджан Рахман углы, Мухаммад Юсуп Диванзаде и другие.

Их число насчитывало более 40 человек. В каждый четверг вечером они собирались в мечети Каландархана или Каракуз, а больше – в доме Хусейна Матмурада сына диванбеги, пели песни, рассказывали стихи, устраивали беседы на темы свободы и справедливости[12]. Они не ограничивались созданием джадидской литературы и искусства, организовывали учреждения культуры и образования, открывали новометодные школы, больницы, почту-телеграф, писали и публиковали учебные пособия.

После смерти Матмурада диванбеги – героя борьбы с российскими завоевателями (1901) в политике ханства большую роль начали играть принц Асфандиярхан и везирь Исламходжа. Асфандиярхан был членом либерально просветительские настроенного «Русского географического общества». Начиная с 1904 года, он становится подписчиком газет и журналов, издаваемых на русском, татарском, турецком и азербайджанском языках, а также знакомится с специальными трудами по географии, истории и литературе. Асфандиярхан обучался русскому языку у переводчика Ахмеджана Агиева и трудные, непонятные ему части газет и журналов читал с помощью Рамазана Сайдашева. Это помогло сформировать у него определенные взгляды на управление государством. Казалось, Асфандиярхан внешне поддерживал мероприятия, осуществляемые Исламходжой, на самом деле внутренне он был его противником и любыми способами стремился убрать людей, стоявших на его пути.

Асфандиярхан занял престол с помощью Исламходжи – сторонника реформ. Учитывая тесные связи Исламходжи с российскими кругами, хан издал распоряжение о реформах и открыл Исламходже широкие возможности для управления страной. Исламходжа разработал указания для хокимов из 11 пунктов[13], а также следующие статьи реформ:

1. Определить выплату жалования чиновникам и служащим ханства в зависимости от их занимаемой должности.
2. Систематизировать порядок уплаты налогов земледельцами и разделить на три группы лица, получаемые налоги.
3. Упорядочить выплату налогов закят, бадж и харадж.
4. Упорядочить налоги, получаемые у населения с торговли.
5. Привести в порядок дела, связанные с орошением земель.
6. Построить новые дороги, железные мосты, организовать службу почты-телеграфа.
7. Построить в городах больницы, открыть фельдшерские пункты в сельских населенных пунктах, пригласить для работы медработников.
8. Централизовать все вакуфные земли, использовать получаемые с них доходы для развития образования.
9. Перевести все школы на новые методы обучения, в обязательном порядке ввести в школьные программы русский язык, географию и историю.
10. Проводить учет доходов и расходов ханской казны[14].

Эта программа быстро воплощалась в жизнь. По приглашению Исламходжи на территории ханства приступили к работе учителя Кабир Абдурашидов, Давид Бакиров, Мухтар Бакиров, инженеры-мостостроители, работники почты-телеграфа[15]. В 1913 г. в Хиву прибыли врачи, под руководством А.Ф.Анисимова. Этот процесс оказал широкое влияние на движение джадидов.

В Ходжейли, Ханка и Гурлене были открыты новометодные школы. Однако, как писал один из руководителей партии младохивинцев П.Юсупов, Асфандиярхан умело настроил против Исламходжи авторитетных сановников страны. В итоге началась борьба между Исламходжой и противниками процесса обновлений.

Хан организовал заявление на Исламходжу, которое подписали чиновники во главе с Хусаинбеком диванбеги – начальником канцелярии. Асфандиярхан ознакомил везиря с этим заявлением. Воспользовавшись своим положением Исламходжа конфисковал имущество и посадил в тюрьму Хусаинбека диванбеги, Сахибназара мехтара (заведующий доходами хана), Шейхназарбая ясавулбаши (начальник охраны), Амангелды Сардарбая Атаджана махрама (ведущий перепиской по делам придворных чиновников), Мухаммада Латифа махсума, Мухаммада Пано махсума, Баба Дивана, Иноята Дивана, Кабула махрама, Ходжу Джуманияза, Палваннияза Юсупова, Бабаджана Якубова[16]. Они пробыли в заточении 13 месяцев. Таким образом, первоначально не выступавший против Исламходжи, Асфандиярхан стал препятствовать его деятельности. Особенно усилилась неприязнь хана после того, как он повелел начать строительство приемной дворца в европейском стиле, хотя для новостройки не хватало необходимых средств. Исламходжа без возражений выполнил приказ хана и в короткий срок закончил строительство приемной дворца.

В 1913 г. Исламходжа был убит и реализация реформ приостановилась. Эти события оказали большое влияние на джадидов и деятельность формирующейся партии младохивинцев. Теперь они поняли, что нельзя внедрить в стране какие-либо новшества, без изменений в государственном управлении.

Когда речь идет о джадидах Хивы, то следует специально отметить деятельность, работу Аваза Утара и Бабаахуна Салимова. По мнению Аваза Утара (1884–1919) те, кто считает себя сыновьями народа и родины должны посвятить себя такому благородному делу, как открытие новометодных школ, которые способствуют ликвидации безграмотности и зависимость человека.

Наряду с этим Аваз в сборнике стихотворений «Фалони» раскрывает недостатки строя, а также истинный облик чиновников Хивы. В стихотворении Аваза Утара «Нация» показано, что хан и сановники не могут решать задачу ликвидации безграмотности, способствовать развитию науки и повышению знаний. Как важная задача времени, поэт призывает к созданию народных партий[17]. Действительно, лишь оппозиция, политическая сила, противостоящая власти хана, смогла бы возглавить народ на пути к свободе и прогрессу.

В первой четверти ХХ в. в политической и культурной жизни Хивинского ханства большую роль сыграл Бабаахун Салимов (1874–1929). Этот человек, посвятивший свою жизнь борьбе за справедливость, независимость и прогресс, сделал много для открытия новых школ и создания учебников[18]. Бабаахун Салимов в соавторстве со своим соратников, другом, интеллигентом Бекджаном Рахмановым, который получил образование в Турции написали такие учебники, как «Азбука» и «Книга для чтения». Эти учебники получили высокую оценку специалистов. Бабаахун Салимов – представитель высшего мусульманского духовенства, был казикалоном – верховным судьей. Как сторонник новых методов обучения, он защищал их от влияния религиозного догматизма и с другой стороны, руководил деятельностью сторонников независимости, прогресса и был одним из основателей партии младохивинцев.

Изучая историю джадидов Хивы, следует отдельно обратить внимание на то, что в отличие от джадидов Бухары и Туркестана, деятельность джадидов Хивы не получила отражение в прессе и газетах. Однако, до нас дошли многочисленные книги «Воспоминания» участников этого движения, а также руководителей и членов партии младохивинцев[19].

На основе сравнительного анализа этих источников можно сделать следующие выводы об условиях формирования джадидизма Хивы и особенностях деятельности этого движения:

– на формирование взглядов просветителей Хивы большое влияние оказали передовые идеи поэтов, историков, переводчиков ХIX в. – сторонников прогресса;
– проникновение в Хивинское ханство, вследствие российского завоевания разного рода новшеств, связанных с капиталистическими формами производства, а также просветительских, революционных идей, склонность Мухаммада Рахимхана II (Феруза) к восприятию новшеств, его покровительство просвещения и образования, стали основой джадидского движения Хивы;
– покровительство казикалана Салимаахуна, практическая деятельность Камила Хорезми мирзабоши, реформы, осуществленные главным везирем Исламходжа, т.е. государственными должностными лицами, повлияли на особенности формирования движения джадидов Хивы. Государственные чиновники оказали помощь в создании новометодных школ;
– также как в Туркестане и Бухаре, распространению на территории Хивинского ханства идей джадидизма способствовали различные факторы, в том числе целенаправленная пропагандистская работа интеллигенции Татарстана;
– характерная особенность джадидизма Хорезма состоит в том, что джадиды не способствовали широкому развитию прессы и средств массовой информации, это значительно ограничивало распространению их идей среди рядового населения. Эти идеи получили распространение, в основном, в среде высших и средних слоев;
– наряду с этим, джадидизм Хивы в качестве оппозиции сторонникам старого порядка, был движением представителей реформ и обновлений;
– из среды участников джадидского движения в качестве партии создавалась организация младохивинцев.

Джадизм в Хивинской среде имеет свои особенности, связанные с традиционным укладом среды, который продолжался вплоть восшествия на престол Асфандияр-хана. Джадидизм Хорезма вырос из просветительского течения в реформистское и политическое движение.

Неъматджан Полвонов
Докторант Национального университета Узбекистана


[1] Комилжон Нуржон, Рўзимбой Хасан. Жайҳун мироби. – Тошкент: Меҳнат, 1997; ЦГА РУз. Ф. И-125, Оп. 1, Д. 609, Л. 60-62.

[2] ЦГА РУз. Ф. И-125, Оп. 1, Д. 609, Л. 2.

[3] Имя Галисджан приводится как Хаисджан.

[4] ЦГА РУз. Ф. И-71, Оп. 1, Д. 128, Л. 6.

[5] Тоҳир Қаҳҳор. Ҳур Туркистон учун // Туркистон, 1992, 26 февраль.

[6] Давлатёр Раҳим, Шихназар Матрасул. Указ. соч., – С. 101.

[7] ЦГА РУз. Ф. И-25, Оп. 1, Д. 578.

[8] Назаров Б. Истиқлол самараси // Жадидчилик: ислоҳот, янгиланиш: мустақиллик ва тараққиёт учун кураш. – Тошкент: Университет. 1999, – Б. 3.

[9] Тошқулов Ж. Ёш хиваликлар: сиёсий қарашларнинг тадрижий ривожланиши // Халқ ва демократия, 1992, 3-4 сон, – Б. 55-60; Йўлдошев Ж., Ҳасанов С. Жадид тарбияшунослиги асослари. – Тошкент: Ўқитувчи, 1994, – 80 б; Хоразм тарихи. 1-китоб. – Урганч: Хоразм. 1997, – 373 б.

[10] Тошқулов Ж. Указ. соч. – Б. 56-58.

[11] Юсупов П.Х. Ёш хиваликлар тарихи. – Урганч: Хоразм. 2000, – Б. 162.

[12] Йўлдошев Ж., Хусайнов С. Указ. соч., – С. 80.

[13] ЦГА РУз. Ф. И-125, Оп. 1, Д. 609, Л. 64-72.

[14] ЦГА РУз. Ф. И-25, Оп. 11, Д. 609, Л. 3-5.

[15] ЦГА РУз. Ф. И-71, Оп. 1, Д. 128, Л. 6.

[16] ЦГА РУз. Ф. И-25, Оп. 1, Д. 609, Л. 86-90; См. подробно: Юсупов П.Х. Ёш хиваликлар тарихи ... – С. 58-64.

[17] Аваз. Сайланма. – Тошкент: Ғофур Ғуломов номидаги адабиёт ва санъат нашриёти, 1984, – Б. 19.

[18] Салимов Б. Унитилмас сиймолар: жадидчилик ҳаракатининг намояндалари. – Тошкент, 1999. – Б. 11; См. также: Раҳимов Ж. У Ленин билан учрашган эди. (Бобоохун Салимов ҳақида). – Тошкент: Ўзбекистон, 1988, – С. 88.

[19] Юсупов П.Х. Ёш хиваликлар тарихи; Бобониёзов Мулла Жуманиёз. Хивадаги инқилобий ҳаракатлар тарихига доир материаллар. ЦГА РУз. Ф. И-71, Оп. 1, Д. 128, Л. 6.

KO`P O`QILGANLAR