Перерождение Хорезмской Народной Советской Республики и ее трансформация в псевдогосударственность
Второй государственный переворот, совершенный большевиками в Хиве, был закреплен II Всехорезмским курултаем, проходившем под руководством полномочных представителей Центра. Тут же были внесены изменения в Конституцию Хорезмской республики, предложенные Турккомиссией.

С этого момента началась новая форма государственности Хорезма, уже безраздельно контролируемая РКП(б). Был созван Второй Всехорезмский курултай народных представителей (15 мая 1921 г.), избравший новое правительство и Всехорезмский Центральный Исполнительный Комитет, который в дальнейшем формировал правительство и действительно осуществлял всю полноту государственной власти в республике. Комитет ВсехорЦИК избирался на курултае в количестве 60 человек. Впервые он был избран на II Всехорезмском Курултае Советов в мае 1921 г.

ВсехорЦИК как орган верховного контроля рассматривал и утверждал проекты декретов и предложения, вносимые Советом Народных Назиров или отдельными ведомствами, отменял или приостанавливал всякое постановление или решение Совета Народных Назиров в случае их несоответствия Конституции и законам республики.

ВсехорЦИКу принадлежало исключительное право утверждения и опубликования всех законов по всем отраслям государственного управления.

Деятельность ВсехорЦИКа протекала сессионно. Сессии ВсехорЦИКа созывались его Президиумом один раз в четыре месяца. Внеочередные сессии созывались по инициативе Президиума Всехорезмского Центрального Исполнительного Комитета или по требованию большинства его членов.

Между сессиями Всехорезмского Центрального Исполнительного Комитета верховным органом власти республики являлся его Президиум, который был постоянно действующим высшим органом государственной власти ХНСР.

Президиум ВсехорЦИКа избирался на заседании сессии ЦИКа из его членов в составе 7 человек: председателя, двух его заместителей, секретаря и трех членов Президиума.

Президиум ВсехорЦИКа осуществлял верховное руководство делами республики, а также назначал выборы, созывал сессии, назначал и отзывал в период между курултаями и сессиями заместителей председателя и членов Совета Народных Назиров. Он же контролировал работу правительства: рассматривал и утверждал проекты декретов и иных предложений, вносимых правительством, отменял и приостанавливал постановления и распоряжения правительства, а также постановления местных органов государственной власти, если они противоречили Конституции ХНСР и законам республики.

В Конституцию были внесены изменения, подготовленные заранее и регламентированные Турккомиссией ЦК РКП(б) 11 мая 1921 г. Теперь уже Совет Народных Назиров объединял 9 назиратов: иностранных дел, военных дел, внутренних дел, включая здравоохранение, почты и телеграфа, юстиции, просвещения, финансов, земледелия, включая отдел продовольствия, торговли и промышленности (с отделом труда и социального обеспечения) и назират государственного контроля.

Создание новых органов власти осуществлялось по примеру Туркестанской республики и при полном контроле со стороны руководства РКП(б).

Изменения касались и избирательных прав граждан республики и носили классовый характер. В частности, избирательного права лишались люди, бывшие при ханском режиме административными или полицейскими работниками, ростовщики, крупные торговцы, «служители культа», крупные землевладельцы, высшее духовенство, дервиши, ишаны, ахуны. Исключение составляли сельские имамы с оговоркой, что они могут пользо¬ваться избирательными правами, если 2/3 избирателей подтвердят, что они не злоупотребляют своим духовным авторитетом.

На курултае политика младохивинцев была осуждена как антинародная, что означало отказ от курса национально-демократического развития и полный переход к советизации и социализации Хорезмской республики.

Однако избранный новый состав ЦИК ХНСР вновь не устроил большевистский центр и в сентябре 1921 г. его председатель М. Аллабергенов был смещен с должности и приговорен к смертной казни.

Назначенный на это место А. Мухаммадрахимов, также поверивший декларациям о самостоятельном управлении, был инициатором миротворческих мер и добился подписания в ноябре 1921 г. «Соглашательного договора единения» республики с Джунаидханом. Но и он со своей командой - большинством членов правительства были арестованы руководством Турккомиссии. А. Мухаммадрахимов был убит в перестрелке. На их должности в правительство были назначены люди пробольшевистских взглядов. Председателем НИК стал Янгибай Мурадов, председателем Совета Назиров - Абдулла Абдурахманходжаев.

По сути дела это была четвертая смена власти и третий государственный переворот за два года, учинённый советской властью.

В декабре 1921 г. Компартия Хорезма вошла в состав РКП(б) и руководство компартиями трех среднеазиатских республик было возложено на преобразованное из Туркбюро Средазбюро ЦК РКП(б), которое направило своего специального представителя в Хорезмскую республику. По сути дела Компартия ХНСР стала марионеточной организацией, выполнявшей волю РКП(б).

Однако еще через два года в сентябре 1923 г. на IV съезде Советов, провозгласившем ХНСР социалистической республикой, была принята новая Конституция, в которой подчеркивалось, что «Хорезм есть республика Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов». С этого времени законодательно ликвидировалась частная собственность на землю, собственники лишались избирательных прав. Съезд принял Закон «О вакуфных землях», согласно которому все вакуфные земли переходили в собственность государства. В результате 1272 религиозных учреждения лишились вакуфных земель общей площадью около 500 тыс. танапов, в том числе 178 тыс. пригодных для обработки

За 9 месяцев до этого в январе 1923 г., как уже отмечалось, Хорезмская компартия вошла в состав РКП(б), что намного обеспечило прямое руководство Центра республикой. Свидетельством этого являются обсуждение результатов работы съезда на Средазбюро ЦК РКП(б) 24 января 1924 г. и внесение корректив в его решения, что было прямым нарушением декларированных советской властью демократических принципов. Так, Средазбюро восстановило упраздненный съездом Совет Назиров и создало своим решением в ХНСР Реввоенсовет, в состав которого входили и 2 представителя от Реввоенсовета Туркфронта, сформировав тем самым репрессивный аппарат для борьбы с басмачеством, с одной стороны и проявлениями любого другого недовольства советской властью - с другой.

Как отмечалось в одной из публикаций советского периода, «репрессии против феодалов допускались только с санкции Средазбюро, учреждавшего для этой цели специальные комиссии. К представителям племен, вступившим на путь вооруженной борьбы с советской властью, разрешалось применять суровые меры наказания (вплоть до расстрела)». Авторы приводимой цитаты даже не задумывались о том, что Средазбюро не было юридическим органом и не вправе было давать подобные санкции. Следует отметить, что еще на первом пленуме руководство Средазбюро объявило, что по отношению к Центральным Комитетам компартий Туркестана, Бухары и Хорезма оно обладает всеми правами областного бюро ЦК РКП(б). Соответственно этому оно считало, что имеет все права для руководства республиками.

Хорезм в истории государственности Узбекистана
"Ўзбекистон файласуфлари миллий жамияти" Ташкент-2013

KO`P O`QILGANLAR