История хивинских ремесел
Основная часть ремесленного производства ханства была сосредоточена в Хиве. Однако годы экономического развития очень часто сменялись периодами спада. Энтони Дженкинсон, представитель английской торговой компании, посетивший Хиву в 1558 году, отмечал, что город Вазир «сильно пострадал от междоусобных войн.

В частности за последних семь лет, он разрушался четыре раза. Именно поэтому число торговцев было настолько низким, и они были настолько бедны¬е, что в целом городе мне удалось продать только четыре отреза ткани. Значительную часть населения составляли мелкие производители. Ремесло здесь было узкоспециализированным».

Одним из развитых видов ремесла было ткачество - изготовление ткани из хлопка. Наиболее востребованной тканью была бязь (кирбас на таджикско-персидском, боз, буз - на узбекском, бязь на русском языках). Хивинские мастера изготовляли различные виды бязи: как дешевые, так и дорогие, включая тонкие высококачественные ткани. Эта тонкая ткань предназначалась, главным образом, для самых богатых феодалов. Еще во времена Саалиби (961-1038), кирбас экспортировался из Хорезма во многие города Востока. Более грубые и дешевые виды бязи, изготовлеямые ткачами, покупались простым людом, и вывозились кочевникам в степи. Постоянный спрос на бязь со строны кочевого населения стал одним из стимулов дальнейшего развития этой отрасли производства, как в Хиве, так и в других городах ханства. Ф. Ефремов, посетивший Хиву в 1870 году, отмечал: «Хлопчатобумажные ткани изготовлялись в больших количествах. Они ткали чадру, муслин и лён, из которых затем в России и в других странах изготовляли набивной ситец, набойку, муслин, пестрядь, сжатые ткани, свадебную фату, бурмет, грубый ситец и другие различные ткани». В то же время, в XVII и XVIII веках, многие ценные изделия текстильного производства пришли в Хиву из Бухары.

Шелководство играло важную роль в экономической жизни Хивы. Именно там изготовляли шелковые и полушелковые (смешанные шелковые) ткани. Бухарские купцы специально приезжали в Хиву за шелком. В 1669 году М. Федотов писал: «Они изготовляют шелк, бязь и простые ткани. Шелковые ткани, зачастую окрашивают в различные цвета».

Искусство изготовления металлоизделий, в том числе чугунных, сыграло важную роль в экономическом развитии ханства. Большинство хорезмских медников и кузнецов проживало и трудилось в Хиве.

Жители Хивы изготовляли огнестрельное и холодное оружие: пищали, сайдаки и копья, а также луки и стрелы. «Они сами изготовляли оружие и боеприпасы, но никогда не видели пушек», вплоть до 1818 года, когда против ахалтекинского наступления Мухаммада Рахима была использована артиллерия. Вооружение хивинских войск в 1885 году состояло из сабель, ружей, мушкетов, одной восемнадцатифутов пушки и шестнадцати фальконетов.

В девятнадцатом веке хивинские мастера создавали уникальные и красивые украшения из золота и серебра. Ковроткачество к тому времени получило высокое развитие. Высококачественные ковры местных мастеров, особенно текинские ковры и ковры туркменских мастеров, привозимые в Хиву, были хорошо известны и пользовалить большим спросом. Многие из них экспортировались и в другие регионы.

Деревообрабатывающее производство также уходит своими корнями древние времена. Резные колонны в масштабных зданиях; резные двери дворцов, медресе и жилых домов, сундуки, хомуты, и предметы повседневной жизни изготовлялись высокопрофессиональными мастерами столярами. Деревянный ханский трон отличной работы, ныне являющийся экспонатом музея, отражает высокое мастерство хивинских мастеров-столяров.

В Хиве процветали и другие виды ремёсел. Керамические сосуды, сделанные в Хиве уникальны по своей выразительности и элегантности. Другие ремесла, в том числе скорняжное дело, изготовление мужских шляп, кожвенное производство, лепка и резьба по камню, а также судостроение были довольно хорошо развиты. В архивах хивинского хана упоминаются двадцать семь ремесленных профессий. В действительности же их число было гораздо больше.

Основную часть населения Хивы составляли мастера, изготовляющие изделия на продажу. Для того чтобы стать квалифицированным мастером уходило несколько лет. Мастера, в основном, обучали своих старших сыновей, прививая ему профессиональные навыки, традиции и секреты своего ремесла. В некоторых случаях, при необходимости дополнительной помощи в работе, в ученики брали детей из других семей. В этом случае условия и сроки обучения излагались в письменной форме. До получения звания мастера и открытия своего дела, ремесленник должен был продемонстрировать своё мастерство и получить разрешение мастеров на открытие собственной мастерской. Мастерская организовывала работу мастеров и представляла их интересы перед чиновниками ханства.

Только небольшая часть мастеров Хивы владела собственными мастерскими. Многие мастера работали на дому, а другие арендовали помещения, которые, как правило, принадлежали феодальным правителям, включая самого хана. Некоторые мастера работали под заказ, другие же пытались создать более крупные предприятия, несмотря на то, что феодальные отношения, сложившиеся в Хивинском ханстве на тот момент препятствовали этому. Некоторые объединяли ремесло с сельским хозяйством. Их методы выращивания хороших урожаев производили огромное впечатление на иностранцев, посетивших Хиву. «Даже в Германии я не видел такого усердия в обработке поля, какое было в Хиве» писал в 1820 году один из них. Феодальная знать, проживающая в Хиве и сам хан были крупными землевладельцами. Они получали огромные доходы со своих земель. Многие из них владели также магазинами, мастерскими, караван-сараями, банями и другими прибыльные предприятиями Хивы.

advantour.com