Отдых и Развлечения
В экспозиции музеев Ичан-калы представлены уникальные образцы резного дерева, чеканки, ювелирного искусства и оружия, поливной керамики, датирующиеся IX – XX вв. Особое место занимают мраморные плиты и подставки колонн с надписями и узорами, тканые и ковровые изделия, традиционная одежда, предметы из кожи и др.
В VIII в. в связи с завоеванием Средней Азии арабами в государствах Междуречья распространяется исламская религия. В это время происходят радикальные изменения в культуре и искусстве Хорезма. Под воздействием новой идеологии меняется облик и структура городов, строятся новые религиозно-культовые и административные сооружения – мечети, медресе, мавзолеи, караван-сараи. Начиная с IX – X вв. на первый план выдвигается архитектура и ремесла. В то же время исчезают монументальные виды изобразительного искусства – настенная живопись, скульптура, уходят из сакрального обихода предметы, связанные с прежними культами и религиозными представлениями – оссуарии. Меняется содержание и тематика искусства – исчезают фигуративные изображения, на их место приходит орнаментально-плоскостный стиль растительно-геометрического характера. Орнамент становится главным в оформлении многочисленных произведений художественного ремесла Хорезма, среди которых наибольшее распространение получает поливная керамика. Орнамент в виде поливных плиток, резьбы по ганчу и дереву проникает и в оформление новых архитектурных сооружений. Использование с XI – XII вв. в качестве строительного материала жженого кирпича, резной терракоты и поливных плиток, резного дерева в декоре заложило основы новой эстетики зодчества Хорезма.
В XI – XII вв. в прикладном искусстве протекали процессы, характерные для всего Среднеазиатского Междуречья, связанные с усилением орнаментального начала. В это время широкое распространение получают изделия поливной керамики, предметы из стекла. К сожалению, не обнаружены изделия из металла, выполненные в Хорезме до XVIII – XIX вв., однако в ряде поздних изделий (кумганы) явственно ощущается связь с формами еще сасанидских изделий VI в. н.э. В поливной керамике используются поташная и свинцовая глазурь. Несмотря на использование растительной, геометрической и эпиграфической тематики, декор хорезмийских изделий в отличие, скажем, от саманидской керамики Мавераннахра (Афрасиаба, Чача, Ферганы, Чаганиана и т.д.) выглядит менее насыщенным узорами, на них практически отсутствуют зооморфные мотивы, незначительны каллиграфические надписи.
На рубеже XII – XIII вв. под властью Хорезмшахов, за которыми сохранилось наименование Великие, оказались территории от Кавказа до границ Индии. Была создана огромная империя. В Хорезме наблюдается необычайный подъем экономики. Расширяется и совершенствуется ирригационная система, увеличивается территория поливных земель, оживляется торговля с Мавераннахром, Хорасаном, Дашти-Кипчаком. О Хорезме этого времени арабский путешественник Якут писал; “Я проезжал по ней в 618 г. (1219 г.) и никогда не видел области более процветающей …Большинство селений Хорезма – города, имеющие рынки, жизненные блага и лавки. Как редкость, бывают селения, в которых нет рынков” (1, с. 419). Активно развиваются наука, культура и искусство, строятся парадные светские и религиозно-культовые сооружения, богато декорированные резным ганчем, росписью, поливными плитками. Такие элементы зодчества, как двери, колонны, украшаются великолепной резьбой. В неполивной керамике появляются новые формы изделий, а в поливной керамике совершенствуется технология глазурей, изготовляется посуда из кашина-полуфаянса.
Конец дальнейшему развитию империи Великих Хорезмшахов положило нашествие войск Чингисхана, нанесших сокрушительный удар по экономике процветающего края, приведших к хозяйственной разрухе и экономическому упадку. Однако уже к середине XIII в. экономическая жизнь Хорезма начинает восстанавливаться. В этот период на развитие золотоордынской керамики оказала значительное влияние более развитая школа гончарного искусства Хорезма (2, с. 301). В XIV в. Ургенч вновь становится столицей, в которой, согласно данным современников, были “…красивые базары, широкие улицы, многочисленные постройки”. Наряду с мечетями и медресе упоминаются также дворцы, больницы, рынки, жилые дома. Вот как описывается внутреннее убранство дворца золотоордынского наместника Хорезма Кутлуг Темура, объявившего впоследствии о независимости Хорезма: “Мы прошли в дом его, потом вышли в малую приемную, у которой – деревянный разукрашенный купол, стены убраны разноцветными тканями, а потолок – раззолоченным шелком” (3, с. 104). Интерьер городской элиты также представлял красочную картину. В гостиной (михман-хане) ургенчского судьи Абул-Хавса Омара “были разостланы великолепные ковры, стены убраны тканями, по стенам – большое количество ниш, и в каждой из них поставлены серебряные с позолотой сосуды, и сосуды иракские..” и дальше Ибн Баттута добавляет: “…таков обычай у жителей этой страны украшать свои дома”.
В XIV в. в художественных ремеслах по-прежнему ведущие позиции занимает поливная керамика. Ее формы становятся разнообразнее, улучшается качество посуды, лучшие сорта стали изготовляться из кашина. В керамике этого времени отмечается разнообразие художественных и технологических приемов – подглазурная и надглазурная роспись, гравировка, штамповка, рельеф и т.д. Основной мотив декора – растительные узоры, но встречаются и зооморфные изображения, отражающие связи с Китаем и Ираном. К XIV – XV вв. широкое распространение в Хорезме получают изделия в стиле “кобальт” с синей росписью на белом фоне, имитирующие китайский фарфор. Еще более широко и многообразно поливная керамика стала использоваться в декоре архитектурных сооружений – появились сине-голубые, белые изразцовые облицовки, заложившие основы нового среднеазиатского стиля. Новые крупные здания возводятся не только в Ургенче, но и в Хиве, Миздакхане, Наринджане.
В конце XIV в. Хорезм входит в состав государства Амира Темура. В XV в. искусные хорезмские зодчие и мастера строительного дела, вывезенные в Самарканд и Бухару, принимают участие в создании таких уникальных памятников среднеазиатской архитектуры, как мавзолей Джахангира (Хазрат Имам) и дворец Ак-Сарай в Шахрисабзе, Чашма Аюб в Бухаре и др. В самом Хорезме градостроительная деятельность была приостановлена, хозяйственная жизнь пришла в упадок из-за сокращения площади орошаемых земель и ослабления торговой активности в регионе. Падает уровень ремесла XVI – XVIII вв., снижается мастерство формовки и росписей изделий поливной керамики. Согласно сведениям письменных источников, в этот период работали ювелиры, резчики по дереву и камню, чеканщики, сохранялось стекольное производство, художественная обработка кожи, ткачи выделывали шелковые и хлопчатобумажные ткани, но уже без узоров – ткани окрашивались в один цвет или в виде разноцветных полос.
В Хорезме вплоть до конца XVIII в. строительная деятельность была ослаблена – в Хиве в XVII – XVIII вв. было построено лишь несколько памятников, достойных упоминания. Только в начале XIX в. в Хиве начинается активное строительство. В монументальных постройках города преобладают культовые сооружения – мечети, мавзолеи, минареты и медресе, причем последних по количеству больше. Характерная особенность построек Ичан-калы – широкое использование в оформлении интерьеров контрастных изразцовых сине-белых изразцов и многочисленных деревянных колонн, ворот и небольших дверей с выразительным и самобытным орнаментом.
Прикладное искусство XVIII – начала ХХ вв. представлено разнообразными видами, многие из них находятся в коллекциях музеев Узбекистана. Особую отрасль художественного ремесла представляло искусство наккошей – художников, создававших орнаментальные композиции для всех его видов. История сохранила имена ведущих мастеров из числа чародеев узора, живших в первой половине XIX в. – это уста Мирза, уста Матпано и широко известный мастер-виртуоз Абдулло-Джин. Наиболее яркие произведения прикладного искусства создавались в синтезе с архитектурой – это резные деревянные колонны, двери, ворота, прекрасные образцы, в огромном количестве представленные в памятниках Ичан-калы. Из дерева делались и многочисленные бытовые изделия – резные столики, подставки для книг – лавхи, футляры для фарфоровых сосудов – чинникапы, сундуки, шкафчики и другие предметы. Особого расцвета достигает искусство составления композиций из изразцовых сине-бело-голубых плиток. Стены медресе, мечетей и дворцов украшаются бесконечным великолепием этих узоров. Порой возникает ощущение, что они словно теряют свои конструктивные качества и превращаются в уникальные шедевры узоротворчества. В оформлении архитектурных интерьеров важное значение имели предметы из камней – подставки для колонн с орнаментальной и плиты с резной надписью.
В XIX – начале ХХ в. наблюдается подъем в развитии поливной керамики. Мастерство керамистов проявляется как в изготовлении архитектурных образцов, так и в выработке бытовых изделий – наиболее распространенной в этот период становится характерная только для Хорезма форма блюда – бадия – с вертикальными бортиками. Ведущим колористическим признаком хорезмской керамики становится зеленый цвет разных тонов с включением бело-голубых деталей, ввиду широкого использования ишкоровой глазури. Формируются основные центры поливной керамики Хорезма, которые сохранили свое значение и во второй половине ХХ в. – это Хива (Ханка), Мадыр, Каттабаг, Багат и др. В области керамики прославились такие мастера, как уста Юсуп, уста Искандар Калантаров, уста Веис и др. В декоре изделий появляются предметные изображения – ножи, сосуды, музыкальные инструменты и т. д. В ХХ в. наиболее известным мастером-керамистом был Раимберды Матчанов из селения Мадыр близ Хивы, создавший великолепные по технологическому качеству и орнаментальному изяществу изделия.
XVIII – XIX вв. – период расцвета искусства хорезмской чеканки, которая после резьбы по дереву, поливной керамики и ювелирного искусства является самым популярным видом прикладного искусства. Во второй половине XIX в. в Хорезме работало около 40 медников, объединенных в цеховую корпорацию и изготовлявших разнообразные изделия – кувшины, подносы, cоcуды для воды и кипячения, ведра, тазики и т.д. Для стиля хорезмской чеканки характерны стройность силуэтов, лаконизм форм и изящество орнаментики. Одним из подразделов художественной обработки металлов является оружейное дело и ювелирное искусство, получившее высокое развитие в XIX в. Ювелиры использовали богатейший набор драгоценных металлов, камней и приемов их обработки, создавая уникальные, самобытные хорезмские женские украшения, оружие и конскую сбрую. Они широко использовали такие технические приемы, как скань, инкрустация, гравировка, чеканка, литье и т. д. Красочны и выразительны ювелирные украшения такья дузи – украшение на шапочку, крепившееся к ней (затылочное украшение “ук-ей” – лук со стрелой), височно-наушная хорезмийская подвеска “ярим-тирнок”, налобное украшение “манглай-тузи”, или “осма-тузи” в виде фигурных пластин, украшенных самоцветами.
Хорезм славился и искусством ковроделия, которым занимались в основном кочевые племена туркмен или каракалпаков, в домах хорезмийцев также были ковроткацкие станки, на которых женщины ткали ворсовые ковры и другие бытовые изделия. В этот период в Хорезме производились разнообразные шелковые, полушелковые и хлопчатобумажные ткани. Получило широкое распространение и искусство хорезмской набойки – двухцветной и полихромной. Основными центрами набойки были Ханки, Читгарон, Чимбай. В Хиве существовал специальный квартал набойщиков. Резчики по дереву изготовляли специальные калыбы – формы для нанесения узора на ткани. Набойки изготовлялись полотнами и использовались для одежды, скатертей и других изделий.
Искусство народов Хорезма испокон веков формировалось при активном взаимодействии с традициями сопредельных регионов, но ими был выработан свой устойчивый и своеобразный художественный язык и определенные формы. Самобытная культура Хорезма до настоящего времени сохранила свои традиции, которые, творчески обновляясь, обогащают современную жизнь и дарят миру вдохновенные и яркие образцы. Одним из них является Ичан-кала – не только хранитель многовекового наследия культуры Хорезма, но и источник живой развивающейся традиции народного творчества.
Сегодня в тени укромных двориков можно видеть, как стайки ребят 10-14 лет под руководством наставника увлеченно работают над изготовлением разнообразных изделий из дерева, украшая их традиционным хивинским узором, хивинские девушки трудятся над восстановлением традиционного хивинского текстиля – набоек, тканей, ковровых изделий. Традиционная культура Хорезма открыла новое дыхание в современной жизни независимого Узбекистана.
Литература.
1. Цит. по кн.: “Материалы по истории туркмен и Туркмении”. Т.1. М.-Л., 1939.
2. Вактурская Н. Н. Классификация средневековой керамики Хорезма IX-XVII вв. Керамика Хорезма / Под ред. С. П. Толстова и М. Г. Воробьевой // Труды Хорезмской археологической экспедиции. Т. 4. М., 1959.
3. История Хорезма с древнейших времен до наших дней. Ташкент, 1976.
Акбар Хакимов