Отдых и Развлечения
Рынок имел большое значение в жизни Хивы; он состоял из двух крытых узких улиц с множеством специализированных магазинов и мастерских по обеим сторонам улиц. Хивинский рынок был довольно оживлённым и многими считался не уступающим бухарскому рынку. Так как вся власть была сосредоточена в Хивинском Ханстве, то становило возможным подумать о расширении внутренней и внешней торговли. Поскольку небольшой базар не мог удовлетворять потребности населения, то в 1930х его площадь была значительно расширена. В этих целях выбрали территорию на восточной окраине города, где находилось озеро. Жители Хивы упорно трудились сорок пять дней, чтобы перекрыть озеро и построить там новый ряд магазинов. По традиции за пользование базаром взимался определённый налог. Караваны выходили из Хивы по различным направлениям, гружённые разными товарами, правда дороги не всегда были безопасны.
Относительно одного из караванов, историк Мунис писал:
В 1219 Х (1804-1805) двести торговцев из Хорезма снарядили большой караван большим количеством дорогих товаров. Когда караван выходил из Мена/ в направление Мешеда и дошли до Серахского региона на него напало Салирское племя, проживавшее там в то время. Хивинские торговцы оказали решительное сопротивление нападавшим.
Мунис также рассказывал и о другом подобном случае:
Люди с каравана соорудили укрепление из тюков с глиной и стали обороняться. В течение трех дней Чаудорцы не смогли одолеть их, несмотря на все прилагаемые усилия. На пятый день Чаудорцы заговорили о мире, договариваясь о покупке саванов для умерших, и караван продолжил свой путь, освободившись от опасности, угрожавшей им.
Торговцы со своим товаром прибывали в хивинские караван-сараи из соседних и зарубежных стран. Они привозили в Хиву и другие страны, расположенные вдоль маршрута различные товары.
В начале девятнадцатого столетия, роль Хивы в международной торговле значительно возросла. Хивинские ковры вывозились в Турцию, Китай, и другие страны. Торговля с Ираком занимало важное место, По словам Энтони Дженкисона , хивинцы также получали товары и для продажи: « Самыми важными товарами, которые они торговали, были, те, что привозились из Бухары или Персии (Иран)."
Некоторые торговцы приезжали Хиву много раз. Они хорошо известные в общественных кругах Хивы. Одного из торговцев, казаха по национальности, Султана Таооке приехавшего в Хиву торговать в 1763 даже временно возвели на престол как марионеточного хана, правда в скором времени он вернулся домой.
Среди тех изделий, привезённых на базар, были товары ремесленников, включая продукцию небольших мастерских соседних деревень, а продукты сельского хозяйства и животноводства занимали важное место. Товары, проданные на хивинском базаре, предназначались для всех горожан и деревенских жителей соседних районов. На некоторые товаров был спрос среди богатого населения, а часть хлопчатобумажных и шелковых тканей отправлялась за пределы ханства. Хивинские торговцы снабжали товарами Персию, Афганистан, Индию и другие страны. Те, главным образом, покупали недорогой грубый ситец, изделия металла и обувь.
Товары привозились с различных мест: волчий мех, лисий мех, шкуры животных из Казахского ханства, текинские ковры, чистокровные лошади из Туркмении. Суровые виды грубого ситца, пряжа, и кожа также завозились из соседних районов. Стали появляться торговые посредники, занимающиеся перепродажей товаров своих поставщиков и работающие с мелкими производителями целых районов на своих условиях.
С конца шестнадцатого века объём торговли с Россией увеличился . За этим последовало укрепление коммерческих и дипломатических отношений, обмен грамотами и подарками между монархами Москвы и Хивы. Когда русские завоевали Астрахань в 1557 году, хивинские торговцы появились там, в течение двух лет после завоевания.
Послы, работающие в дипломатических миссиях, одновременно занимались и собственной торговлей. Хивинские послы обычно покупали ткани, которые были основным предметом торговли с Россией. Ковры, сухофрукты, и растительные краски были также среди товаров, экспортируемых из Хивы в Россию. Русские послы отправлялись покупать хивинские товары. В.A. Даутов и M.Ю. Касимов, например, были посланы из Москвы в Хиву и Бухару с заданием покупать кожаные и крашеные изделия. Часть тканей, вывозимых в Россию, подвергались дополнительной обработке; до 1861года ткань красилась в Америке. Однако в США разразилась гражданская война, вызвав в период с 1861 до 1865годы резкий спад объёма поставляемого хлопка. Производство хлопчатобумажных тканей был ввергнут в кризис, вынудивший многие заводы закрыться, тем самым порождая массовую безработицу. Официальные русские журналы и газеты в Москве и Петербурге в поддержку интересов предпринимателей текстильной промышленности, заявили о необходимости введения царизма в Центральной Азии, чтобы поддерживать промышленность хлопком-сырцом.
На этот раз, международная и внутренняя ситуация в России заставила правительство, вновь заинтересоваться экспансией в самое сердце Центральной Азии. Этот регион привлекал внимание русского правительства и предпринимательских кругов не только как источник текстильного сырья, но также как необъятный рынок для русских промышленных товаров, который она представляла на тот момент.