Развитие хивинского прикладного искусства
Одним из наиболее древним и хорошо развитым художественным промыслом Хивы является художественная керамика. Важная ранняя глава в длинной истории Кушанского периода связана с появлением новых видов керамических сосудов с разнообразным и оригинальным орнаментом.

Изготовление гончарных изделий достигло в Хорезме нового уровня развития в эпоху государства Кангюй. Была полностью освоена техника изготовления изделий с использованием гончарного круга, как основного метода изготовления и украшения. Примерами являются отполированные горшки Топрак-Кала из красной глины.

В период правления династии Афригидов (IV-VIIвв.) в развитии хорезмской керамики наблюдался спад. Большие сосуды ручной работы этого периода были сделаны из необработанного глиняного теста с большой долей примесей. Процесс полировки не применялся; красный чёткий оттенок перешёл в зеленовато-серые и зеленовато-желтые цвета. Изменились форма, украшение и техника изготовления.

С приходом ислама в Среднюю Азию и быстрым развитием международной торговли рынок керамики также стал также быстро развиваться. В результате спроса на глазурованную керамику, появилась и гильдия мастеров гончарных изделий. В VIII-XII веках развитие искусства и техники керамики продолжалось, стали появляться и новые виды керамических сосудов, и соответственно менялся их стиль и вид украшения. Декоративный узор приобрёл новое значение с точки зрения их товарности. Мастера создавали новые виды чашек, блюд, и кувшинов. Основное достижение гончаров состояло в совершенствовании производства глазурованных изделий. Они разработали новый метод двухслойного глазурования широкой цветовой палитры, включая зеленые, сиреневые, коричневые, белые, желтые и красные оттенки. Они также использовали простые формы гравюры. Для росписи чашек с блюдцами были разработаны различные композиции. Используя различные декоративные мотивы: зооморфические, космогонные, геометрические, эпиграфические, керамисты разработали свой художественный язык. Стиль был один, общий для всех видов прикладного искусства Среднего и Ближнего Востока, но с особенностями, характерными для Хорезма.

Разрушительные завоевания Монгольской орды в начале XIII столетия нанесли ущерб экономике и культуре Средней Азии, а также работе её мастеров. Но благодаря неизменному спросу на керамические сосуды, производство гончарных изделий восстановилось быстрее, чем другие виды ремесла. В XIV веке местная художественная керамика возродилась заново. Размер керамических изделий в этот период становился разнообразней, так же как и форма и цвет. Достижения в обжиге и штамповке сделали возможным массовое производство гончарных изделий с рельефным орнаментом. Горшки и кубки для воды принимали новые цвета – изящную гамму сине-черного и зелено-бирюзового цветов. Украшение включало стилизованные растительные элементы, крапчатые узоры и розетки в форме стилизованных рыб и других фигур.

Много образцов, чашек и ваз этого периода было найдено в Куня-Ургенче, Миздакхане и Хиве. Их внутренняя поверхность разрисовывалась декоративными медальонами или изображением птиц на фоне детализированного орнамента. Использовались цвета черно-зеленый, кобальтово-синий и бирюзово-синий. В XIV веке керамика Хорезма оказала влияние и на регионы Поволжья и Северного Кавказа.

В XV-XVI вв. хорезмская керамика с голубой росписью, подражание китайскому фарфору кобальтового типа, ввозимому в Центральную Азию, получила широкое распространение.

В XVI-XVII в.в. хорезмская керамика, подобно другим видам прикладного искусства, переживала спад, и искусство изготовления и роспись сосудов пришло в упадок. Но в работе мастеров сохранились многие традиционные характерные черты, е такие как, например, изделия, расписанные на белом фоне и однотонные сосуды, покрытые бирюзовой глазурью.

Подъём в развитии архитектурной керамики было главным событием в этом виде искусства Хивы в первой половине XIX столетия.

Один из русских путешественников писал: «Они изготовляют очень красивые большие сосуды, боле прочные, чем наши и умеют глазировать их в различные цвета». Гончары изготовляли не только отдельные крупные изделия, но также целые свадебные сервизы; состоящие из нескольких сотен блюд, отдельных суповых мисок и чашек. Традиционными формами и размерами, разработанными в этот период были: кошин-бадья, улу-бадья, машади-бадья, чанок-бадья. Для торжественных случаев изготовлялись специальные сосуды: туй-тавок или пудшой. Вся поверхность бадьи расписывалась по центру четырёхчастным радиальным узором комбинированного стиля. Изящество растительного узора гармонично сочеталось с утончённым холодным цветом этих изделий.

В конце XIX столетия и в начале XX столетия, несмотря на трудные жизненные условия и упадок в культуре, мастерам удалось сохранить традиции своего искусства. В керамике, известными мастерами были Аллакора, усто Юсуп-кулол, усто Веис, Искандар, и Калантаров. В целом, палитра расписной керамики была в этот период несколько темней; стал преобладать новый зеленый цвет, а белый и синий цвета использовались только в деталях. Появились новые формы украшения, представившие новые темы.

Мастера в области керамического искусства Хивы сохраняли его особенности также и в двадцатом столетии. В современной хивинской керамике преобладает темно- синяя, белая и небесно-голубая комбинация цветов. Её предпочитают такие мастера как Р. Матчанов, Б. Ваизов, Э. Сараев, A. Якубов, K. Досчанов и другие. А С. Машарипов, Э. Раззаков, M. Бекчанов предпочитают желто-зеленые и коричневые оттенки. В керамике преобладают два типа орнамента: арабеска и растительный мотив.

По форме художественную керамику можно подразделить на три вида. Первый – изделия небольших размеров и горизонтальных конфигураций - бадья, чанок, глубокий чанок, большая бадья, глубокая бадья и тагора. Второй тип включает изделия больших размеров и высоких форм - большие кувшины, гуппи, дигиры (сосуды для водяных мельниц), кувшины и т.д. Третий состоит из изделий с вертикально удлиненными формами, но небольших размеров - вазы, керамические формы для изготовления традиционного головного убора (чугирма), цветочные горшки, ёмкости для воды, посуда для молочных продуктов (чоркулок), и т.п.

В XX столетии наблюдалось развитие декоративного стиля керамического искусства Хорезма. К середине XX столетия в нём стал преобладать крупный орнамент.

Менялись мотивы. Мотивы, япрок (листья), турт япрок (четырёхлистник), хушруй гул (красивый цветок), олма (яблоко), сочетались с узорами: дойра (круг), учбурчак (треугольник), ярим дойра (полукруг), туртбурчак (квадрат). Широко использовались и следующие зооморфные изображения: карга тумшуг (клюв ворона), илон (змея), балик (рыба). Специалисты керамики используют различные методы: гравюру, сухую кисть, резные узоры.

Ведущее место среди хорезмских керамистов принадлежит гончару из кишлака Мадир, Р. Матчонову, который продолжает традиции Хивинской школы, как искусный орнаменталист и мастер-художник традиционных бадьи. Керамика этого мастера выделяется своей четкостью стиля и живой графикой. Р. Матчонов, в основном, использует кобальт; поэтому в его работах преобладают синие, небесно-синие, и темные цвета. Также хорошо известны и работы в более светлых тонах Э. Сапаева из Каттабога. Бадьи, выполненные мастером Э. Сапаевым, также высоко ценятся за их древние мотивы.

advantour.com