Духовное пространство Атахана Аллаберганова
Своеобразной чертой творческого почерка хорезмского художника академика АХ Уз Атахана Аллаберганова является отображение в живописи истории древних архитектурных сооружений, улочек, жилищ, антикварных вещей, причудливых затаённых уголков природы. Работая в театре художником, он создал прекрасные акварельные работы, живопись и графику, верность которым хранит твердо. Не каждому живописцу дано уловить тонкую грань в палитре красок.

Вы стояли у окна в дождливый день? Точными мазками кисти А. Аллаберганов воспроизводит на полотне свое восприятие панорамы через призму прозрачного, омытого дождем окна. А пейзажи этого “квадрата” настолько всеобъемлющи, что взору предстает Хорезм: озера с зарослями камыша, дворик с тандыром, побелевшие от жгучего солнца купола мечетей и узенькие улочки.

Древние города, архитектурные сооружения, старые улочки и постройки, портреты долгожителей в работах художника объединены единым смыслом. В пейзажах А. Аллаберганова немало штрихов, ведущих к глубоким раздумьям. Автор посредством художественного осмысления с безграничной любовью воспроизводит близкие сердцу портреты “Мать”, “Старец”. В цикле “Приаралье” мастерски раскрывается величие ушедших лет. Каждый взятый из жизни эпизод, любая, даже незначительная, деталь не ускользнули от пристального внимания автора и выполнены с большой любовью.

Для А. Аллаберганова не существует конъюнктурного понятия “актуальность сюжета”. Для его работ характерны профессионализм художественного истолкования, яркость и живость красок, нестандартное использование форм. Творчество для него – прежде всего веление души, осмысление, осознание окружающего мира через призму своего “я”. Об этом свидетельствует и персональная выставка художника, прошедшая в Центральном выставочном зале Академии художеств в 2000 г., на которой были представлены многие его работы, где ведущей темой творчества была его Душа.

Cекрет успеха художника, который, проживая и работая в областном центре, сумел отразить ритм художественной жизни столицы, можно объяснить тем, что А. Аллаберганов по природе общителен и находится в непрерывном творческом поиске. Его часто можно видеть в кругу ведущих столичных художников, в хорезмском саду, на пленэре. В то же время он часто навещает в Ташкенте своих друзей. Результат творческих исканий очевиден – успех очередной персональной выставки в престижном столичном Центральном выставочном зале.

А. Аллаберганов не стремится к созданию картин авангардным методом, он исходит из своего мироощущения и настроения, соответственно чему выстраивает и форму. Им создан не один цикл картин о Хиве и Ургенче, улочки которых имеют свои, ни с чем не сравнимые духовное пространство, очертания и колорит, светлую искренность красок. Эта теплота восприятия ощущается и в циклах работ “Башня Ислама хаджи”, “Старая мечеть” и “Старый город”. Величественность “Гулдурсуна”, таинственность “Древнего Ургенча” подвигают на раздумья. Автор делает акцент на духовное пространство старого города, стараясь передать свои впечатления через разнообразие форм, необычность построения композиций.

Духовное пространство для художника охватывает не только облик городов, но и живущих в нем людей. Внешне близка по тематике и композиции картине “Хивинка” П. Бенькова картина “Ткачиха” А. Аллаберганова. Изображенная на полотне пожилая женщина сидит за прялкой. Голова ее, как и нить хлопка, бела – это знак духовной чистоты. На лице – оттенки красноватого цвета, цвета густого загара – признак непрерывного труда.

Работая над портретами пожилых людей, живописец фиксирует внимание на их характере, движениях. Герои его картин-портретов “Ургенчцы”, “Шахматист”, “Мастера”, “Гончар” – сильные, стойкие люди с открытым характером. Художник особо подчеркивает традиционные, свойственные лишь менталитету нашего народа черты характера, передавая их как эстафету духовного богатства следующему поколению.

На персональной выставке А. Аллаберганова – выпускника театрального отделения Ташкентского театрально-художественного института (ныне Национальный институт художеств и дизайна имени К. Бехзада) были представлены как живописные полотна, так и эскизы декораций. Обращают на себя внимание творческие работы, выполненные для спектаклей “Сомончи” (“Человек, занимающийся резкой и продажей соломы”) Э. Вахидова, “Макбет”, “Афанди”, “Жалолиддин Мангуберды”. В передаче отрицательных черт характера должностного лица автор мастерски использовал такие элементы, как старая арба, связки соломы, разорванные страницы раскрытых книг. Давая оценку окружающим его людям, художник в то же время смотрит как бы со стороны и на себя. В его “Автопортрете” заметно стремление к познанию самого себя через поиск традиционных путей, определение своего места в духовном пространстве.

Нодир Норматов