Хорезм - сатрапия государства Ахеменидов
Согласно мнению М.А. Дандамаева и В.Г. Луконина, Хорезм вошел в состав Ахеменидской державы между 545 и 539 гг. до н.э., и как полагают эти ученые, в результате завоевания Киром.

Границы. Письменные источники не содержат сведений о границах Хорезма эпохи вхождения в состав государства Ахеменидов, которые, вероятно, могут определяться границами распространения памятников кюзелигырской культуры. Южная граница определяется довольно точно. На городище Кошкала нижние слои принадлежат раннему этапу кюзелигырской культуры, а расположенное за ним к югу от него на расстоянии 90 км Одой-депе таких слоев не содержит: эти слои отнесены уже к культурам Яз I, Яз II, Яз III. Далее к северо-западу граница шла узкой полосой, «прижатой» песками Каракумов, к долине реки Амударьи. Это уже отмечено М.Г. Воробьевой, которая считала, что территория, заселенная древними хорезмийцами, не ограничивалась низовьями реки, а «... занимала прибрежную полосу и на средней Амударье». Вдоль левого берега Амударьи, вероятно, проходила караванная дорога, с функционированием которой, видимо, и была связана отмеченная выше особенность расселения хорезмийцев. На правом берегу, на участке от Кошкалы до начала Хорезмского оазиса, пока не зарегистрировано ни одного археологического памятника со слоями кюзелигырской культуры.

На юге Хорезмского оазиса границы расширяются по обе стороны реки. Здесь, на левом берегу, находится один из крупнейших памятников кюзелигырской культуры - Хумбузтепа, представляющий собой скопление остатков печей для обжига керамики. Вероятно, это был крупный центр керамического производства. На правом берегу на землях между хребтом Султануиздаг на севере, песками Кызылкума на востоке и руслом Амударьи на юго-западе в архаический период возникает и существует крупный очаг поливного земледелия с многочисленными ирригационными каналами и усадьбами крупных земледельцев (Дингилъдже). На левом берегу зона расселения располагалась полосой вдоль русла Даудана, в тот период, очевидно, обводненного.

Крайний западный район расселения хорезмийцев располагался в зоне крупнейшего памятника архаического периода Хорезма Кюзелигыр.

Государственное устройство. В состав государства Ахеменидов вошли многочисленные страны и народы, находившиеся на разных уровнях социально-экономического развития. Организуя государственное управление, персы широко использовали исторически сложившиеся для данной страны формы управления. Кир II (559- 530 гг. до н.э.) и Камбиз (530—522 гг. до н.э.) сохранили внутреннее устройство в странах, вошедших в состав Ахеменидской державы, и предоставляли местное самоуправление покоренным народам, поддерживая развитие ремесел, сельского хозяйства, торговли и экономики в целом. В административном отношении страна была разделена на сатрапии с правителем-сатрапом во главе.

В бехистунской надписи Хорезм упоминается как одна из стран в составе империи Ахеменидов. У Геродота (III, 89–97) приводится список сатрапий, появившихся после административной реформы Дария (522–486 гг. до н.э.). Он называет их satrapeie - «сатрапия», nomoi – «номы», archai – «царства». О датировке списка сатрапий Геродота есть разные точки зрения. Но наиболее распространенный список датируется серединой V в. до н.э., правлением Артаксеркса I (464-423 гг. до н.э.).

В государстве Ахеменидов действовал большой административный аппарат с центральной канцелярией и Сузах - городе, который был связан с каналами Персидского залива, сухопутными дорогами с Экбатанами, Персеполем и Вавилоном. Для управления провинциями в государстве Ахеменидов функционировала регулярная почтовая служба. Из Суз в провинции и обратно осуществлялась официальная переписка. В Сузы приезжали высокопоставленные и мелкие чиновники из стран, вошедших в состав империи Ахеменидов. Вероятно, в систему этих связей подпадал и Хорезм, водным путем по Узбою соединенный с Каспием, затем через Каспий — сухопутным путем с Сузами и другими центрами Ахеменидского государства.

Арамейская письменность и язык. После проведения Дарием административных реформ официальными для общения между канцеляриями в пределах всего государства стали арамейский язык и письменность. Открылись специальные писцовые школы, а при царском дворе, в администрации сатрапов, в армии было немало переводчиков, так как ахеменидское государство населяло много народностей.

В Хорезме с вхождением в состав государства Ахеменидов связано распространение арамейской письменности, которая, как полагают некоторые исследователи, была внедрена в местную хорезмскую среду ахеменидскими писцами. Самое раннее свидетельство о распространении в Хорезме арамейской письменности относится к рубежу V–IV вв. до н.э.

Земледелие, ирригация. В Хорезме в этот период на основе местных традиций (тазабагьябская и амирабадская ирригация и земледелие) осуществлялось строительство крупных ирригационных систем.

Строительство и эксплуатация крупных оросительных систем были возможны только при наличии централизованного государственного регулирования. С.П. Толстов полагал, что первые крупные магистральные каналы были построены в период между VIII и VI вв. до н.э. Однако при разработке вопросов ранней государственности подобная широкая датировка явно недостаточна.

Сейчас мы полностью можем исключить VIII в. до н.э. За время, прошедшее со дня публикации монографии С.П. Толстова, появились новые исследования, науке стала известна ирригация бронзового века Хорезма - тазабагьябская и амирабадская, датируемая в том числе и VIII в. до н.э. Однако характер этой ирригации еще не позволяет утверждать о наличии государственности в позднеамирабадском обществе.

Для конца VIII-VII вв. до н.э. мы также не имеем оснований полагать о появлении крупных ирригационных систем. В первой половине VI в. до н.э. крупные ирригационные системы тоже вряд ли существовали. Новейшие археологические исследования свидетельствуют об оседло-скотоводческом характере раннего Кюзелигыра, а отнюдь не об оседло-земледельческом. И только со второй половины VI в. до н.э. мы имеем основание говорить о начале строительства магистральных каналов, создании крупных ирригационных систем и появлении широкомасштабного поливного земледелия. Ахеменидская администрация, вероятно, выполняла роль необходимого «регулятора» при строительстве и эксплуатации крупных оросительных систем.

Хорезм в истории государственности Узбекистана
"Ўзбекистон файласуфлари миллий жамияти"

КЎП ЎҚИЛГАНЛАР