ГОСУДАРСТВО ХОРЕЗМШАХОВ-АНУШТЕГИНИДОВ Часть III. Отношения Мухаммада Хорезмшаха с Чингиз-ханом
По сведениям Джузджани, Мухаммад также замыслил поход в Китай, который, однако, не состоялся, поскольку он узнал от купцов о завоевании этой страны Чингиз-ханом. Для проверки этих сведений Мухаммад отправил посольство в Китай во главе с Баха ад-Дином Рази.

Летом 1215 г. послы Мухаммада прибыли в Пекин. Чингиз-хан принял их с почестью, заявив при этом, что заинтересован в установлении мирных и дружеских отношений с Хорезмом, в том числе в широком развитии торговых отношений между двумя странами. Подтверждением этих заверений явилось то, что Чингиз-хан дважды отправлял своих послов в Хорезм. Первое посольство во главе с Махмудом Хорезми (Ялавачем), Али хаджи Бухари и Юсуфом Канка Отрари преподнесли Хорезмшаху драгоценные подарки и письмо Чингиз-хана. В нем он особо подчеркивал свою дружбу и одобрение торговых отношений с Хорезмом, осведомлял о своем завоевании Китая и желании видеть Хорезмшаха в числе своих «добрых сыновей», чем как бы зачисляя его в свои вассалы. Согласно ан-Несеви, Мухаммад пригласил к себе ночью Махмуда Хорезми и за большие деньги призвал его стать лазутчиком при Чингиз-хане. Получив согласие Махмуда Хорезми, Мухаммад спросил у него, соответствует ли действительности заявление Чингиз-хана о завоевании им Китая. После утвердительного ответа Мухаммад воскликнул: «Ты видел безграничность моих владений и бесчисленность моих войск, и кто этот человек сам, который посмел обратиться ко мне, как к своему сыну? Сколько у него войск?». Махмуд дипломатично ответил, что войско Чингиз-хана в сравнении с его армией — это нечто вроде «дыма в ночной темноте». После этого султан разрешил послам вернуться к Чингиз-хану, не причинив им никого вреда.

В 1218 г. Чингиз-хан отправил второе посольство в Хорезм, которое сопровождал большой торговый караван. Однако прибывший караван в Отраре был разграблен правителем этого города, двоюродным братом Мухаммада Инальчиком, обвинившим владельцев каравана в шпионаже, а послы и купцы были казнены. В живых остались только погонщик верблюдов, который, прибыв в резиденцию Чингиз-хана, рассказал тому о случившейся трагедии.

В это же время произошло первое столкновение войск Хорезмшаха с монголами. По сведениям письменных источников, Мухаммад, узнав о притеснении племени меркитов монголами и о прибытии их в кочевья кипчаков, с 60-тысячным войском вышел из Самарканда и, перейдя реку Иргиз, достиг пустыни Тергай, где произошла битва меркитов с монголами, в результате которой меркиты были уничтожены. На следующее утро Хорезмшах настиг монголов, но предводитель их войска Джучи всячески старался избежать сражения, аргументируя свой отказ тем, что его отец Чингиз-хан не велел ему вести бой с Хорезмшахом. Однако это сражение все же состоялось, после которого монголы отступили.

После Отрарской трагедии Чингиз-хан потребовал вызвать ему Инальчика. Новое посольство, отправленное им в Хорезм, предъявило это требование Мухаммаду, который, однако, приказал казнить посла Чингиз-хана Ибн Кафраджа и сбрить бороду двум монголам, сопровождавшим посольство.

Тогда же Мухаммад созвал военный совет, на котором обсудили вопрос о состоянии обороны государства. В частности, Шахаб ад-Дин Хиваки посоветовал сконцентрировать все военные силы государства на берегу Сырдарьи для отражения монгольского нашествия, но Джалал ад-Дин Мангуберди предложил пропустить монголов в Мавераннахр и там нанести им решительный удар. Однако эти оба предложения не приняли, окончательное решение было предложено самим Хорезмшахом. Согласно ему, отдельные части войска рассредоточивались в различных городах, каждая из которых должна была обеспечить свою оборону. По сведениям Джувейни, Джалал ад-Дин попросил отца выделить ему всю армию в своё распоряжение, но султан отверг его просьбу.

Хорезм в истории государственности Узбекистана
"Ўзбекистон файласуфлари миллий жамияти"

КЎП ЎҚИЛГАНЛАР