Денежное обращение как институт государственности
Денежное обращение в Древнем Хорезме в отличие от Согда и Бактрии возникло сравнительно поздно. Так, для всего эллинистического периода (III—II вв. до н.э.) здесь зафиксировано всего лишь несколько греко-бактрийских монет, тогда как, к примеру, в Бактрии их находки, в том числе и кладов, исчисляются сотнями экземпляров.

Очевидно, что греко-бактрийские монеты попадали в Хорезм по Оксийскому водному пути, составляющему важную часть Великого Индийского пути, соединявшего Хорезм и Бактрию, а не являлись здесь привычным для населения средством обращения. По всей вероятности, торговые отношения в Хорезме в ахеменидский и в эллинистический периоды носили меновой характер.

Интенсивное развитие денежных отношений в Древнем Хорезме начинается с конца II в. до н.э. со времени прихода к власти второй по счету династии хорезмских царей. Этот период времени в политическом отношении характеризуется крушением эллинистического господства на юге Средней Азии, разгромом Греко-Бактрийского царства кочевыми племенами, что в значительной мере отразилось на многих аспектах жизни.

Важнейшим обстоятельством в истории денежного обращения в античной Средней Азии этого периода являются чеканка и распространение почти во всех областях Среднеазиатского Двуречья, за исключением Ферганы и Чача, серебряных и субстратных подражаний монетам греко-бактрийских царей тетрадрахмам и оболам.

В начальный период эти монеты-подражания почти полностью воспроизводили свой прототип греко-бактрийские монеты, изредка селевкидские. Причем, для каждой историко-культурной области и созданных здесь государств свой: в Северной Бактрии — подражания оболам Евкратида и тетрадрахмам Гелиокла, в Согде — драхмам Антиоха I, в Бухаре — тетрадрахмам Евтидема, в Хорезме — тетрадрахмам Евкратида.

На следующей стадии происходит искажение греческих надписей, появление новых символов и династийных знаков — тамг, а на заключительной стадии возникают подражания переходного типа с искаженной греческой надписью и надписью арийского происхождения и изображением местных правителей.

Эту стадию Е.В. Зеймаль справедливо оценивал как начальную в становлении монетной чеканки в Среднеазиатском Двуречье. В этот же период в Хорезме впервые возникает чеканка собственной монеты — крупных серебряных подражаний монетам Евкратида весом 13—16 граммов.

Сложение собственной монетной чеканки в Древнем Хорезме сейчас прослеживается довольно четко. Образцом для нее послужили не собственно эллинистические монеты, а «варварские» подражания тетрадрахмам Евкратида. Наиболее ранний период становления монетной чеканки Хорезма представлен выделенной Б.И. Вайнберг группой А, на монетах которой отчетливо прослеживается введение новых элементов - древнехорезмийской царской тамги, изображение всадника вместо Диоскуров на оборотной стороне и появление изображения царя на лицевой стороне. Всего в этой группе выделены три последовательные стадии, отражающие становление древнехорезмийского монетного чекана (AI, АII и АIII). Наиболее ранней в ней признана монета, впервые опубликованная В.М. Массоном, отличающаяся от тетрадрахм Евкратида деталями изображения лица на лицевой стороне и наличием на оборотной стороне древнехорезмийской царской тамги. Следующую стадию отражают монеты типа АП Самаркандского музея, образцом для чеканки которого послужили, по мнению Б.И. Вайнберг, монеты типа AIII. Наконец, монеты типа АIII демонстрируют при сохранении некоторых признаков предшествующих типов принципиально новые изменения: появление на лицевой стороне бюста безбородого царя, позади которого схематизированное изображение богини Ники, венчающей царя, а на оборотной стороне — всадника на идущем вправо коне. Монеты группы А серебряные, по весовым данным близки к тетрадрахмам. Датируются в пределах второй половины II в. до н. э. — начала I в. н. э.

Не решен, однако, вопрос о месте чеканки монет первой стадии типа AI. В.М. Массон полагал, что они чеканились в районе Сырдарьи, тогда как С.П. Толстов отстаивал их хорезмийское происхождение. Б.И. Вайнберг колеблется в определении места ее появления: не исключается чеканка этой монеты на юге Среднеазиатского Междуречья и в Хорезме после захвата данной области кочевыми племенами, участвовавшими в разгроме Греко-Бактрии. В то же время чеканку монет АII и АIII Б.И. Вайнберг уверенно относит к Хорезму.

Монеты группы Б представлены множеством типов — с изображением на лицевой стороне бюста царя, а на оборотной — едущего на коне всадника в сопровождении остатков искаженной греческой легенды и надписи хорезмийским письмом, передающей имя царя и его титул. В этот же период незадолго до времени правления царя Вазамара (тип Б2У) возникает медный хорезмийский монетный чекан, а в его правление устанавливается стабильный тип медных монет.

Монеты БI, по мнению Б.И. Вайнберг, датирующиеся около середины или третьей четвертью I в. н. э., свидетельствуют о новом и принципиально важном этапе монетного дела Хорезма — на них впервые появляются тамга, ставшая традиционной в монетном чекане Хорезма вплоть до конца VIII в., и местная легенда, содержащая имя царя и титул.

Монеты BI демонстрируют уже полный разрыв с эллинистическими традициями, на них полностью исчезает искаженная греческая легенда, присутствующая на всех монетах предшествующих групп.

Определенное место в денежном обращении в античном Хорезме занимали кушанские монеты. В каталоге, составленном Б.И. Вайнберг, учтены 96 кушанских монет, хотя в тексте она пишет, что в Хорезме обнаружено немногим более ста кушанских монет. Наиболее ранними кушанскими монетами, найденными здесь, являются монеты Кадфиза II (всего 2 экзепляра точно определенных, один экзепляр под вопросом), обнаруженные в Топраккале. Далее в хронологическом порядке следуют монеты Канишки — 10 экз., Хувишки — 7 экз., Васудевы — 36 экз. Вместе с тем, в каталог в состав кушанских монет включены монеты Васудевы или подражания его чекану — 13 экз., кушанские по типу и неопределенные монеты — 26 экз.

Таким образом, в Хорезме найдено всего 53 точно определенных кушанских монет. Большинство их, как следует из каталога, найдено на Топраккале и ее окрестностях — 27 экз., Дингильдже и окрестностях — 11 экз., Аязкале - 8 экз. На других поселениях Хорезма найдено от одной до четырех кушанских монет.

Сравнительный анализ показывает, что если Бактрия являлась территорией массового распространения кушанских монет, а следовательно, входила в состав государства, их чеканившего, то долина Амударьи от Келифа до Хорезма была территорией эпизодического поступления кушанских монет не в результате политического подчинения ее кушанам, а, скорее всего, благодаря торговым операциям и культурному обмену по Амударьинскому водному пути.

Количественный состав найденных в Хорезме монет античного периода невелик, как собственно чеканка, так и привозных (кушанских). Обращает на себя внимание и отсутствие чеканки мелкой серебряной монеты, и появление медных монет только на стадии А II и A III и то исключительно редких.

Все это может указывать на то обстоятельство, что начало чеканки крупной серебряной монеты в Древнем Хорезме было скорее всего политическим актом, своего рода объявлением о приходе к власти новой династии в Древнем Хорезме.

Хорошо известно, что только наличие мелкой серебряной и медных монет и широкое их распространение во многих населенных пунктах являются свидетельством интенсивности денежных отношений, вызванных потребностью рынка в мелкой разменной монете. Следовательно, можно утверждать, что по крайней мере в начальный период денежных отношений внутригосударственная торговля в Древнем Хорезме носила преимущественно меновой характер.

Хорезм в истории государственности Узбекистана
"Ўзбекистон файласуфлари миллий жамияти"

КЎП ЎҚИЛГАНЛАР