ХИВИНСКОЕ ХАНСТВО И ПРИНЦИПЫ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ. Установление власти династии Арабшахидов. Образование Хивинского ханства
Примечательно, что многие правители Хивинского ханства, нося официальный титул - хан, тем не менее, часто наряду с ним оставляли за собой древний титул правителей Хорезма - «харазмшах», тем самым демонстрируя преемственность с древними хорезмийскими традициями государственности.

Хорезм - древний земледельческий оазис, составлявший естественное продолжение Арало-Каспийской низменности, с древнейшим населением, посвятившим себя земледелию на равнинах Амударьи с исключительно искусственным орошением. Являясь местом прохождения важных миграционных процессов, перекрёстком основных караванных путей, соединявших Восток и Запад, а также исторической ареной соприкосновения интересов некоторых могущественных держав, Хорезм на протяжении всей своей истории традиционно играл важную роль в общественно-политических и культурных процессах региона.

Период XVI - первая половина XIX в. являлся для Хорезма, равно как и для других среднеазиатских владений, этапом сложных и противоречивых политических и общественно-экономических процессов, обусловленных сменой правящих домов, расселением в пределах оазиса значительных масс кочевого населения, антагонизмом центростремительных и центробежных тенденций, и последовавшей за этим эволюцией институтов государственного и общественного регулирования. Именно к этому периоду относится формирование на данной территории государственного образования, получившего в исторической литературе название Хивинское ханство.

Следует отметить, что в российской и европейской исторической литературе, начиная с конца XVIII в., применительно к государственному образованию на территории Хорезма в XVI - начале XX в. принято использовать наименование «Хивинское ханство», в то время как в местных письменных источниках этого периода используются наименования «Харазм динары», «Харазм вилайати» или «мамлака-йи Харазм».

Примечательно, что многие правители Хивинского ханства, нося официальный титул - хан, тем не менее, часто наряду с ним оставляли за собой древний титул правителей Хорезма - «харазмшах», тем самым демонстрируя преемственность с древними хорезмийскими традициями государственности.

В начале XVI в. власть в Хорезме перешла в руки даштикипчакских султанов-чингизидов из дома Берке-султана, родственной линии Шейбанидов. Однако в отличие от Шейбанидов, захвативших несколько ранее власть в Трансоксиане силой оружия, приход к власти новой династии в Хорезме осуществился при поддержке и, скорее, по инициативе местных элит, рассматривавших представителей данного дома в качестве уместной альтернативы экспансионистским устремлениям Сафавидов на юге и Шейбанидов на востоке.

Так, в 911/1505 г. Мухаммад Шейбани-хан, к тому времени уже завладевший основными землями Мавераннахра, осадил Ургенч, где встретил упорное сопротивление со стороны местного населения. Правитель Хорезма Чин Суфи из династии Кунградских Суфиев предпринял попытки самостоятельно отстоять город, однако неуверенный в своих силах был вынужден обратиться за поддержкой к Темуриду Султан-Хусейну. Между тем, усилившиеся на тот момент политические и династийные разногласия между Темуридами не дали возможности консолидации сил и организации совместного отпора войскам Мухаммада Шейбани. В ходе десятимесячной осады Ургенч была захвачен, а Чин-Суфи погиб от рук своих приближённых, видевших в лице Шейбани-хана более сильного правителя и надеявшихся сохранить свои привилегированные позиции. Хорезм на непродолжительный период времени вошел в состав государства Шейбанидов, однако вскоре после гибели Мухаммада Шейбани-хана (1510) регион перешел под власть шаха Ирана Исмаила Сефеви.

Для управления хорезмскими владениями шах назначил своих представителей - даруга (наместников) - в города Хива, Хазарасп, Ургенч и Вазир. Однако против новых ставленников и их ополчений активно выступило местное население. Противодействующие шиитам-кизилбашам силы возглавил казий Вазира - Умар, именуемый в источниках, «умным и мудрым человеком», имевший большой авторитет среди горожан . Согласно повествованию Абулгази, минуло ещё два года, прежде чем удалось окончательно изгнать из Хорезма кизилбашских наместников.

Одним из организаторов замены сефевидских наместников представителями даштикипчакских племен был Сайид Хисамиддин Китал, потомок известного в Хорезме шейха Сайид-Ата Сайид-Ахмада. По его инициативе в 911/ 1511 г. на престол в город Вазир был приглашён один из степных султанов Ильбарс сын Берке-султана. Берке-султан происходил из того же дома Шейбана (сына Джучи-хана), что и Шейбани-хан, но был убит последним в 80-х годах XV в.

Согласно договорённости, трое вельможных людей отправились к Ильбарсу с просьбой занять престол в Хорезме. Когда один из посланцев возвратился и сообщил о прибытии Ильбарса вместе с его братом Байбарсом, «взрослые и малые» выступили против кизилбашей. На следующее утро Ильбарс-султан вступил в город Вазир. «Узбеки и сарты», как пишет Абулгази, при стечении вельмож и народа возвели Ильбарса на престол, «и было это в год овцы, 911 г.х.» (1511). С этого времени, по словам Муниса, Ильбарс-хан «возложил себе на голову корону хорезмшахов».

В конечном итоге к 1512 г. во главе государства встали ханы, выходцы из даштикипчакских степей, явившиеся родоначальником новой династии, родственной Шейбанидам в Бухаре и более известной в европейской исторической литературе, как Арабшахиды, правившие в Хорезме около 200 лет. Первоначально основную социальную опору новой правящей династии составили, по преимуществу, те племена, которые выступили в своё время против Абулхайр-хана и не пошли в Мавераннахр вместе с Шейбани- ханом. Хорезм стал самостоятельным государством, известным в литературе, как Хивинское ханство.

Правление династии Арабшахидов в Хивинском ханстве активизировало процесс проникновения и постепенного оседания в Хорезме значительных масс кочевого населения из степей Дашти-Кипчака, а также способствовало внедрению в различные политические и социальные институты кочевых традиций.

Под властью новой династии получила дальнейшее распространение удельная или аппанажная система. Практически вся территория Хивинского ханства представляла собой отдельные уделы (аппанаги), которыми управляли представители правящего дома. Как отмечают источники, по восшествию на престол Ильбарс-хан «передал каждую область (мамлакат) [в правление] принцу (шахзада), а каждую провинцию - амиру». Власть главы династии - хана зачастую носила номинальный характер, так как каждый из родственников управлял своим уделом почти независимо, признавая лишь формально верховную власть хана.

При этом, как отмечает исследователь Роберт Макчезни, заметная скудность территории и связанных с ней ресурсов в условиях Хорезма, чьи земли были «ограничены владениями Абулхайридов (Шейбанидов) на юго-востоке и Сафавидского государства на юго-востоке», определяли характер развития внутриполитической системы, когда «по прошествии времени и формированию новых поколений [наследников], естественным образом усиливалось давление на территорию аппанага». Как следствие, данное обстоятельство характеризовалось, «предпочтением в политике правящего клана к внешним экспансиям, причем данная политика могла осуществляться в любом из возможных направлений». И, во-вторых, в случае отсутствия возможности внешних походов «давление на территориальную экспансию должно было удовлетворяться за счет владельцев других аппанагов».

Таким образом, указанные обстоятельства - относительно регулярные грабительские набеги-походы на Хорасан и Бухарский оазис, равно как и ожесточенные междоусобные войны между представителями правящего дома, в значительной степени определяли, по меньшей мере, на протяжении последующих двух с половиной столетий политические контуры Хивинского ханства, которое, по оценке Ю. Брегеля, в структурном отношении представляло собой лишь своеобразную «конфедерацию нескольких независимых уделов Арабшахидских принцев», а также общую динамику развития политических и социальных институтов.

Среди узбекских султанов, стоявших во главе подобных уделов, особое место занимали Динмухаммад-султан, его сын Али-султан и внук Нурмухаммад-хан (Нурум-хан). На протяжении почти целого столетия (XVI-XVII вв.) просуществовало принадлежащее им владение на юге Хорезма, включающее в себя несколько крупных городов и предгорья Копетдага.

Прилегавшие к городам земли по обоим берегам Амударьи управлялись лицами ханского рода. В их обязанность вменялась воинская служба по ханскому призыву, за что сборы с подвластных им земель поступали не в казну, а в пользу их самих. Подобная политика неизменно вела к усилению центробежных тенденций, которые стали характерно прослеживаться сразу после смерти Ильбарс-хана (932/1518 г.), когда между отдельными ветвями правящей династии развернулась династийная борьба за власть.

Так, в 923/1518 г. Султан Хаджи-хан сын Байбарс-султана стал правителем Вазира. «Хотя он и именовался ханом, - отмечают источники, - управление государством находилось в руках старшего сына Ильбарс-хана Султан-Гази Султана». Между тем на ханский трон в Ургенче был возведен Хасан-Кули, сын Абулек-хана, сторонники которого мотивировали право последнего на верховную власть его старшинством среди остальных претендентов данной династийной линии. Группа узбекских султанов - сторонников Султан-Гази выступила против, и около Хорасанских ворот Ургенча произошло сражение, в ходе которого погибли и отдельные представители династии, в том числе и младший сын Аминека Аганай-султан, который был также приглашен из Дашти- Кипчака для борьбы против сторонников Хасан-Кули. Жители осаждённого Ургенча некоторое время оказывали сопротивление, стойко обороняя город, так как смена власти влекла за собой новые поборы со стороны победителей. Однако продовольственные запасы вскоре истощились и начался голод. Ослиная голова, как свидетельствует Абулгази, продавалась по 20 танга, но и за эту цену её невозможно было найти. В 930/1523-1524 г., спустя четыре

месяца после осады Ургенч был взят, Хасанкули-хан и его старший сын Билал-султан казнены.

На престол Ургенча был возведён Суфиян-хан (1525-1535) - один из сыновей Аминека. Вокруг него сплотилась наиболее многочисленная и сильная династийная группа, захватившая по прибытии в Хорезм Хиву, Хазарасп, Кят. Суфиян-хан и окружавшие его султаны во главе своих ополчений подчинили юго-восточную часть Хорезма, а также ряд областей по северному склону Копет-Дага. Завоевательный процесс привел к новому перераспределению земель. Так, Вазир, Янги-шахар, Тирсак, а также Дарун и Мангишлак с туркменскими племенами достались внукам Берке-султана, из которых наиболее сильным оказался Султан-Гази. Четыре сына Аменик-хана разделили между собой власть в Хиве, Хазараспе, Кяте, Багабаде, Нисе и др., ими же были подчинены туркмены, жившие в Абулхане и Дабистане.

С правлением Суфиян-хана власть в Хорезме окончательно утвердилась за представителями дома Аминека. Потомки Берке-султана постепенно утратили свои позиции и, в конечном итоге, были вынуждены бежать в Бухару.

В годы царствования Аванеш-хана была предпринята попытка завоевания Хорезма бухарским Шейбанидом Убайдулла-ханом (1533-1539). Формальным поводом выступления бухарского правителя послужили сепаратные переговоры одного из влиятельных хорезмских султанов Дин-Мухаммада, старшего сына Аванеш-хана с Сефевидским правителем шахом Тахмаспом I (1524-1576), в частности, по вопросу раздела сфер влияния в приграничных с Ираном районах.

Вместе с Убайдулла-ханом в поход выступили правитель Ташкента Барак-хан, из Самарканда - Джуванмардали-хан, из Хисара - внуки Махди-султана и Хамза-султана. Узнав о приближении войска противника, сыновья Аминек-хана - правители Хивы и Хазараспа покинули свои уделы и направились в Ургенч к Аванеш-хану. Однако и последний, избегая открытого столкновения, был вынужден оставить город и отступить в степи. Посланное вслед войско Убайдулла-хана настигло противника в местечке Бият-кыри, где и состоялось сражение, в ходе которого Аванеш-хан был убит. Данное событие произошло в 946/1539- 1540 г.

Наместником в Ургенче Убайдулла-хан определил своего сына Абдулазиза, а Хорезм разделил на четыре части, одну из которых оставил под своей властью, а остальные распределил между правителями Хисара, Самарканда и Ташкента. По приказу шейбанидского правителя «все узбеки» Хорезма были депортированы в бухарские владения.

Окружение погибшего Аванеш-хана бежало в Дарун к его родственнику - Дин-Мухаммаду, откуда в 1538 г. при поддержке туркменского племени Адаклы (Хзыр-эли), которым в случае победы было обещано «сделать их тарханами», выступило к Хиве и захватило город. Оставленный Убайдулла-ханом военный комендант города был убит, а Абдулазиз-султан бежал к отцу в Бухару. В целях восстановления своей власти Убайдулла-хан вновь выступил в Хорезм, однако его войско было разбито сплотившимися вокруг Дин-Мухаммада хорезмскими султанами. Победа, однако, не привела к сплочению членов правящего в Хорезме дома и династийная борьба развернулась с новой силой. Антони Дженкинсон, посетивший Хорезм в 1558 г. в составе торгового каравана, отмечал, что один только город Ургенч в течение семи лет четыре раза переходил из рук в руки .

В период сложных политических процессов в 965/1558 г. на престол в Вазире при поддержке Али-султана, сына Аванеш-хана, был возведен Хаджим-хан, сын Окатай-хана. Взамен оказанной поддержки Али-султан, помимо наследственного принадлежащего ему Даруна, получил также во владение в качестве уделов Ургенч, Хазарасп и Кят. Как отмечает современник, не будучи ханом, он тем не менее являлся полновластным распорядителем в «стране гор и стране рек», т.е. в Хорасане и Хорезме, вплоть до своей смерти в 976/1668-1669 г. Как отмечают источники, «провинции (вилайат) Ургенча, Хазараспа, Ката, Виса и Абиверда находились в его [Али-султана] подчинении. Ежегодно, в месяце хут [февраль] он совершал походы в Хорасан, от Туршиза вплоть до Пил-Купруки».

В сравнительно продолжительное правление Хаджим-хана (1558-1602), считавшегося «опытным, справедливым и набожным государем», были предприняты попытки объединения страны и усиления позиций центральной власти, однако добиться очевидных успехов в данном направлении не удалось.

Именно в этот период начинается постепенный процесс пе-реноса основной ставки хорезмских правителей в г. Хиву, завер-шившийся в период правления Абулгази-хана (1643-1663), когда данный город окончательно закрепляет за собой статус столицы ханства.

В правление Хаджим-хана попытку подчинения Хорезма неоднократно предпринимал также один из наиболее видных представителей династии Шейбанидов бухарский хан Абдулла II (1557-1598). В 1575 г., воспользовавшись отсутствием Хаджим-хана, совершавшим поход на Хорасан, бухарский правитель захватил Ургенч. Однако вскоре, узнав о возвращении Хаджим-хана, был вынужден заключить мир с его братьями и отступить. В 1593 г. Абдулла-хану всё же удалось покорить Хорезм; в каждой из областей ханства он назначил своего наместника под охраной военного гарнизона. Хаджим-хан вместе со своими сыновьями и внуками был вынужден найти убежище у сефевидского правителя Аббас-шаха (1587-1623), рассчитывавшего в дальнейшем использовать данный фактор для усиления своего влияния в Хорезме.

Лишь после смерти Абдулла-хана в 1006/1598 г. неоднократные попытки Хаджим-хана вернуть престол в Хорезме увенчались успехом.

К концу правления следующего хана Араб-Мухаммада (1602- 1621) Хивинское ханство вновь поразил острый политический кризис. Сыновья хана - Хабаш-султан и Ильбарс-султан в 1030/1621 г. восстали против своего престарелого отца, свергли его и заняли хивинский престол. Однако совместное правление братьев, продлившееся около полутора лет, завершилось в 1032/1623 г. их казнью другим сыном Араб-Мухаммад-хана - Исфандияр-султаном и восшествием последнего на престол в Хиве.

Восшествие на престол Исфандияра произошло во многом благодаря поддержке ряда туркменских племен, с которыми, согласно источникам, «он был дружен и привел в свой юрт [Хорезм]», вызвав тем самым недовольство узбекской племенной аристократии.

Дальнейшая политическая борьба развернулась между сыновьями Араб-Мухаммад-хана Исфандияром (1623 - 1642/42), занявшим хивинский престол в 1623 г., и его младшим братом, а впоследствии и преемником Абулгази-султаном (1643/44-1663). В этой борьбе за престол опорой действующего хана выступали отдельные туркменские племена, в то время как Абулгази опирался, преимущественно, на узбекскую родовую аристократию. Местом концентрации последних стала область Арал в низовьях Амударьи.

В 1054/1643-1643 г., т.е. спустя год после смерти Исфандияра-хана, последовавшей в 1641/42 г., в области Арала произошло провозглашение Абулгази-ханом Хорезма. Однако потребовалось дополнительно несколько месяцев упорных сражений с противоборствующими группировками, прежде чем власть нового правителя распространилась на все ключевые области Хорезма.

В 1056/1646-1647 г. Абулгази-ханом, пожалуй, наиболее могущественным и известным (в том числе благодаря своему литературному творчеству) представителем династии Арабшахидов, была предпринята попытка проведения комплекса мероприятий, направленных на распределение ресурсов между различными группами населения (прежде всего племенными элитами), а также регламентацию порядка их участия в государственном управлении.

Согласно сочинению «Firdaws al-iqbal», указанные мероприятия включали «распределение между всеми узбекскими [племенами]» всех земель Хорезма «от Даргана до [Аральского] моря», расположенных по обоим берегам Амударьи и вдоль каналов (нахрлар). Это случилось 1056 хиджры (16 февраля 1646 - 4 февраля 1647 г.)».

В своей административной части реформа подразумевала подразделение всех узбекских племен Хорезма на 4 родоплеменных объединения (тупе). Кроме того, был сформирован своеобразный «Табель о рангах», в соответствии с которым представители различных племенных элит вовлекались в государственное управление посредством назначения 360 из них на официальные посты, в том числе 32 получали фиксированные позиции в высшей придворной иерархии.

Осуществление подобной регламентации, очевидно, позволило Абулгази-хану достичь определенного консенсуса между элитами и в краткосрочной перспективе поставить их интересы на службу центральной власти, что выразилось в относительно стабильном и устойчивом правлении как самого Абулгази-хана, так и его ближайшего преемника и сына Ануша-хана (1663 - 1685). Другим выражением относительной политической стабильности этого периода стало осуществление первых при Арабшахидах масштабных мероприятий по восстановлению ирригационной сети, переселению жителей средневекового Ургенча, страдавшего от маловодья, в новый Ургенч и т.п. Наиболее значимые ирригационные мероприятия, осуществленные Арабшахидами, приходятся на период относительной стабилизации политической жизни и укрепления позиций центральной власти второй половины XVII в., т.е. в правление Абулгази-хана (1644-1663/64) и Ануша-хана (1663/64- 1096/1685). В этот период были восстановлен и введен в строй ряд крупных ирригационных каналов, таких как Шахабад, Ярмыш, Газиабад и др., находившихся в течение столетий в разрухе и запустении. Тем не менее, подобная ирригационная активность не носила регулярного характера и, в целом, не была характерна для правления Арабшахидов.

В 1685 г. Ануша-хану удалось захватить Самарканд, на непродолжительное время в городе чтение хутбы - проповеди, предшествующей пятничной молитве, а также чеканка монет осуществлялись с упоминанием имени хивинского правителя. В ходе походов Ануша-хана в Хорасан дважды его войсками был захвачен город Мешхед. Однако к концу своего правления, в 1096/1686 г., в результате заговора группы амиров, возглавляемых мангытом Адина-Кули Аталыком, Ануша-хан был свергнут с престола и предан смерти.

Однако в среднесрочной перспективе подобная структура (сформированная преобразованиями Абулгази-хана и Ануша-хана), не подкрепленная устойчивыми административными и социальными практиками, не смогла выступить опорой центральной власти и, более того, предоставила возможности для дальнейшей концентрации политических и экономических ресурсов в руках племенных элит. Ханы, сохранявшие в своих руках все меньше административных, военных и экономических ресурсов, вынуждены в возрастающей степени опираться на поддержку отдельных амиров, жертвуя взамен в большей или меньшей степени своими легитимационными полномочиями. В результате уже к концу правления Ануша-хана мы видим вполне отчетливые контуры несколько иного политического ландшафта, в котором главными протагонистами выступают уже не представители правящего дома, а племенные элиты, в чьих руках арабшахидские принцы (равно как и другие чингизидские султаны) приобретают все более инструментальное выражение.

Примечательно в этом отношении упоминание Муниса о правлении Ануша-хана, который, будучи, по его мнению «выдающимся правителем», тем не менее «передал управление государством в могучие руки великого амира (амири кабир) Умбай-инака. Данный амир, проводя строгую политику, наладил порядок в делах государства и издавал мудрые указы» .

Период относительного политического единства Хивинского ханства закончился с прекращением правления представителей дома Аменег-хана. Последним из них был Аранг-хан (1099/1688- 89-1106/1694-1695) - сын Ануша-хана.

Таким образом, специфика существовавшей здесь апанажной системы обусловила периоды затяжных политических кризисов, вызванных, с одной стороны, борьбой представителей правящего дома за власть, а с другой - значительным усилением позиций поддерживавших их представителей племенных элит, первоначально участвовавших на стороне того или другого претендента на трон, а впоследствии, по мере концентрации в их руках политического и экономического могущества, фактически самостоятельно определявших порядок престолонаследия.

Политический фон указанной эпохи сопровождался также и усилением социально-экономических противоречий в обществе. Переход значительных масс кочевого населения (как племен, прибывших из Дашти-Кипчака, так и впоследствии, туркменских и каракалпакских племен) к оседло-земледельческой деятельности, в условиях заметного дефицита пахотных площадей делал неизбежным столкновение экономических интересов между различными группами населения: с одной стороны, между отдельными сегментами кочевого населения, а с другой - между кочевым населением и оседлым. Определяющим мотивом действий этих групп при этом являлся доступ к земельным и водным ресурсам.

Хорезм в истории государственности Узбекистана
"Ўзбекистон файласуфлари миллий жамияти"