Отдых и Развлечения
Мощные укрепленные стены, усиленные круглыми или квадратными башнями строились из сырцового кирпича. К этому периоду относятся вторые и третьи культурные слои, обнаруженные при раскопках в Хиве, когда вероятно и происходило обустройство Ичан-калы. Город уже тогда был окружен двойными стенами. Над стенами было строение из сырцового кирпича в виде коридора шириной около двух метров, через 22-27 метров которого находились квадратные башни. На некоторых древних кирпичах имеется тамга. Обнаруженные мощные укрепления и другие различные архитектурные элементы указывают, на что в этот период Хива с её окрестностями была важным административным центром и пользовалась водой из канала Хейкан (Палван-яб).
В Кушанский период, народы Средней Азии, включая хорезмийцев, ввели многие достижения греко-романской и индоиранских культур в местный образ жизни. Их экономика основывалась на земледелии с использованием плуга и орошения и скотоводстве. В этот период их система орошения была значительно усовершенствована; они открыли новые земли для развития земледелия, ремесла и торговли. В этот период экономика и культурная жизнь Средней Азии достигала нового уровня развития.
Наиболее крупные остатки из Кушанских времён были обнаружены в Топрак-Кала (I в до н.э – IVв н.э.), бывшей первой столице древнего Хорезма. Этот город находился на Амударье около современной Эллик-калы в Каракалпакстане.
Древнее поселение представляет собой прямоугольник со сторонами 350 на 500 метров, окруженный хорошо укрепленными стенами с многочисленными башнями. Между башнями имеются узкие проёмы. Внутри поселения находятся жилые постройки, разделённые прямыми пересекающими улицами. В середине южной стены находятся укрепленные ворота.
Перпендикулярные улицы делят дома на несколько кварталов. Каждый квартал представляет собой несколько помещений под общей плоской крышей, иногда квартал состоял из сотен помещений. В северо-западной части города находится отделённая стеной шириной в 10м с двумя воротами и защищенная башнями цитадель с двухэтажным дворцом, принадлежавшим хорезмийским правителям. Дворцовый комплекс, занимающий территорию размером 180 на 180 метров, построен по проекту С.Р. Толстова в стиле храма. В нём имеются около 200 комнат разных размеров и разного назначения. Комнаты и залы обоих этажей перекрыты кирпичными сводами и плоскими балочными потолками, освещаемыми через люки.
В двух зданиях, расположенных напротив дворца, находятся просторные залы и святилища, изнутри украшенные яркими красочными картинами, глиняными барельефами и монументальными скульптурами. Картины нарисованы минеральными красками на глиняной штукатурке. Эти картины содержат оригинальные растительные и декоративные узоры, включая изображения различных птиц, рыб и животных, а иногда и целые сцены. Хорошо сохранились изображения женщины, играющей на арфе и домре и женщины, собирающей виноград и персики. Хорошо различимы также и фрагменты изображений лошадей, тигров, птиц. Творения этих мастеров народного искусства – растительные и геометрические орнаменты с изумительными вариантами узоров сохранились в принтовом текстиле. Таким образом, корни декоративного народного искусства хорезмских узбеков, особенно хивинского народа, уходят далеко в прошлое.
В центре дворца находились главные залы (Тронный зал, Зал побед, Зал воинов, и т.п.), стены которых были украшены резьбой по алебастру. В них находились скульптуры правителей, их родственников и приближённых, а также скульптуры черных воинов в чешуйчатых железных кольчугах и головных уборах. Эти скульптуры были сделаны из глины и раскрашены в различных тонах. Некоторые из них были в натуральную величину, половинном, и в увеличенном в два раза размере. В Тронном зале было138 статуй и алтарь, установленный в честь предков королевской семьи - как реальных, так и легендарных. Статуи стояли в группах, каждая группа, состояла из правителя и его приближённых.
Один интересный барельеф изображает мужчину, женщину и младенца, сидящих на троне перед огнем. Этот зал, вероятно, служил не только святилищем для королевской династии, но и имел какое-то культовое значение. Стены другого зала с явным религиозным назначением – Зал танцующих масок, были украшены шестнадцатью панно с барельефами женщин и мужчин с козлиными ушами, танцующих в парах.
Помимо архитектурных дизайнов, нумизматический материал, семена пшеницы, ячменя, пшена, абрикосов, персиков, винограда, арбузов, дынь, тыкв и технических культур, а также фрагменты предметов, таких как бумага, шерсть, шелковые ткани, кожаная обувь, железные копья и стрелы позволяют нам восстанавить картину экономической и культурной жизни хорезмийцев в этот древний период. Документы, обнаруженные в архивах этого периода, чётко написанные китайской тушью древним хорезмийским шрифтом на шкурах животных и дереве, также дают много информации.
Уникальные монументальные скульптуры, терракотовые статуэтки, и причудливые барельефы, удивительная стенная живопись и великолепные работы декоративного искусства показывают сложность, независимость, силу и зрелость художественного мастерства и воображения древней цивилизации Хорезма.
Древние культурные традиции Хивы отражённые в архитектуре и искусстве, совершенствуемые веками, имели огромное значение, как на средневековом, так и современном этапе. Ученые отметили, что картины танцующих воинов, похожих на древних хивинцев, изящные арфисты, ожившие в искусстве хорезмийской халфы и великолепные картины стенной живописи, восстановленные местными художниками являются важными звеньями цепи, соединяющей нас с древней цивилизацией Хорезма. Так талантливые хивинские мастера в своих произведениях литературы и искусства, сохраняют драгоценные памятники древности.
В течение третьего и четвертого столетий, Хорезм перешёл в феодальную политическую систему с соответствующими изменениями в своей общественной и политической жизни. Культурное развитие городов и сёл Хорезма в начале средних веков (пятый - восьмой века) можно увидеть на примере оазиса Беркут-кала. Исследования земельных владений (хаули) этого оазиса обнаружили уникальную общинную структуру, состоящую их больших семей сельского населения, проживаюшего вокруг Хивы. Согласно археологическим данным, культура хивинцев в течение раннего средневекового периода находилась под влиянием сакских племен, вышедших из районов Сырдарьи и Аральского моря.
Благодаря исследованиям пригородных поселений и жилищ I-XIV вв, можно проследить историю развития методов землевладения, земледелия, архитектуры и строительства. Нам, например, известно, что два современных типа планировки загородных домов в Хиве относятся к VII-VIII векам. Такое постоянство стиля в течение нескольких тысяч лет довольно примечательно. Это указывает на стабильность семейных и общественных форм и других сторон жизни местного населения.
Вековые завоевания Средней Азии, начиная с массагетов, создание могущественной Кушанской империи, а затем Эфталитского государства, границы которого тянулись от Каспийского моря до Хотана и от Хорезма до северной Индии – оставили след не только в замечательных произведениях искусства, но также в этническом составе населения. В. В. Бартольд, описывая Хорезм VIII века н.э. написал: «Арабы встретили здесь население, состоящее из людей соседних регионов, отличавшихся своей одеждой и говоривших на своем собственном особом языке, который был непонятен другим и не использовался в письменных документах».
До завоевания арабами Хорезм переживал серьезный спад в своём развитии. К этому времени хивинские города Топрак-Кала, Шавацкей и Куняуаз были в упадке, и жизнь в крепостях Кипарас, Каладжик и Топрак-Кала, находившихся близ Хивы, остановилась. Наблюдалось резкое уменьшение поливных площадей, ремесленное производство сокращалось. Ослабленный этими кризисом Хорезм был не в состоянии оказать сопротивление натиску кочевых и полукочевых племён, проникших на его территорию и осевших в оазисе. Все эти факторы изменили внешний вид Хорезма.
Некоторое процветание городской жизни Хорезма, в частности Хивы, наблюдалось накануне монгольского завоевания, подтверждаемое письменными источниками и археологическими находками. Были воздвигнуты несколько архитектурных зданий, появились новые мечети, медресе и караван-сараи, а разрушенная часть крепостной стены в Хиве была восстановлена. Следует отметить, что «в Хорезме, как и во всей Средней Азии, развитие городов, начиная с VII по XII столетия, было связано, главным образом, не с появлением новых городов, а восстановлением старых. В XI-XII веках на границах оазиса велось интенсивное строительство крепостей, включая и появление некоторых новых городов, правда, эти города были небольшими по величине». Но, как показывает самое последнее археологическое исследование, новые крепости были прочной конструкции, украшенные с алебастром и плитками, и тянулись как минимум на 1-1.5 км. Строительство того же типа проводилось и в Хиве. Несколько крупных караван-сараев и другие строения свидетельствуют о росте городов в эпоху Хорезмшахов. Самый активный период построения новых крепостей и караван-сараев был в эпоху Золотой Орды.
С образованием ханства, Хива превратилась в важный центр правления, ремесла, и торговли, и поэтому стала столицей Хивинского ханства. Тысячелетиями Хива сумела устоять не только перед разрушительными силами природы, но также и перед натиском внешних врагов. Русские писатели, посещавшие Хиву писали: Арабы в седьмом столетии, туркменские сельджуки в одиннадцатом столетии и сам Чингисхан смели страну как шторм, а землетрясение в 1299 даже изменило внешний облик Хивы, в настоящее время Хива, называемая местными жителями «Шагер», находится между каналами Ингрик и Чарджейли, вытекающих из Палван канала.
Венгерский путешественник-востоковед Арминий Вамьери дал подробное описание Хивы середины девятнадцатого столетия: «Представьте себе три или четыре тысячи домов из сырцового кирпича с грубыми небелёными стенами, разбросанные в беспорядке; представьте себе, что они окружены стеной шириной десятью футов, также сделанной из глины, и вы получите представление о Хиве».
Накопленные знания о Хиве и её народе позволяют не только перевернуть страницы её истории, наполненной событиями, но также понять материальные и духовные традиции и этническое развитие хивинского народа.